Русский театр. Музыкальная культура

Материалы » Культура пореформенной России » Русский театр. Музыкальная культура

Страница 1

Во второй половине XIX в. положение русского театра существенно изменилось. Отмена театральной монополии (1882), снятие ограничений на создание частных трупп привело к росту их числа. В конце столетия почти во всех губернских городах имелись постоянные театральные здания. Первую роль в театральном мире по-прежнему играют столичные театры. В 1860 г. в Петербурге на месте сгоревшего Театра-цирка был построен Мариинский театр (арх. А.К. Кавос), названный так в честь жены Александра II императрицы Марии Александровны. Основной состав его актеров составила оперно-балетная труппа бывшего Большого театра. Современники отозвались о театре как о "великолепнейшем, без всякого сомнения, в Европе".

Большое место в репертуаре драматического театра заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского (1823-1886). Почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного "нравственно-общественного направления". Он стремился не только к наиболее правдивому воспроизведению русской жизни, но и к показу темных ее сторон, низменных страстей, косности, невежества. В пьесах "На всякого мудреца довольно простоты", "Бешеные деньги", "Лес", "Волки и овцы" и другие точно и ярко показаны типы и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. Лейтмотивом этих пьес стали слова героини одной драмы Островского: "Где дело о деньгах идет, там людей не жалеют". Другой цикл пьес в творчестве Островского составляют драмы о трагической судьбе "положительных героев" - честных, духовно красивых людей, среди которых особым лиризмом отмечены женские образы (Катерина в "Грозе", Лариса Огудалова в "Бесприданнице" и др.).

В Большом театре в Москве и в Мариинском в Петербурге среди заполонивших сцену иностранных, преимущественно итальянских, опер все большее место начинали занимать оперы Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Серова и других русских композиторов.

Выдающимися мастерами русской сцены в пореформенные десятилетия были "царь русского смеха" К.А. Варламов, сыгравший в общей сложности почти 1000 ролей, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, В.Н. Давыдов. Все они играли на сцене Александринского театра, который страдал от чрезмерного внимания дирекции императорских театров. Оплотом сценического реализма оставался московский Малый театр, в котором с 1870-х годов выступала гениальная актриса М.Н. Ермолова (1853-1928), чье творчество составило одну из наиболее блестящих страниц истории русского драматического театра. Она создала на сцене многие запоминающиеся образы (Жанна Д`арк, Лауренсия в драме Лопе де Вега "Овечий источник", Кручинина в драме Островского "Без вины виноватые и др.). Искусство Ермоловой впечатляло высочайшим мастерством, все ее творчество К.С. Станиславский определил как "героическую симфонию" русской сцены по диапазону, глубине и воздействию на зрителя. Первый биограф Ермоловой Н.Е. Эфрос метко назвал ее "Жанной д`Арк русского театра".

Во второй половине XIX в. русская музыка завоевала широкое признание и приобрела мировую известность. Народные традиции Глинки развивали композиторы М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Когда в начале 1860-х гг. первые их произведения зазвучали в концертных залах, знаменитый русский критик В.В. Стасов написал: "Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских композиторов". С тех пор кружок стали называть "Могучей кучкой". Организатором и руководителем содружества являлся М.А. Балакирев, но в художественном отношении самой крупной фигурой был М.П. Мусоргский (1839-1881), который считал главной темой в искусстве жизнь народа. Например, оперу "Хованщина" он так и назвал: "народная музыкальная драма". Композиторы собирали и обрабатывали русские народные песни, использовали их в симфонических и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина "Борис Годунов" легла в основу оперы Мусоргского, Бородин создал оперу "Князь Игорь" по мотивам "Слова о полку Игореве", Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе Островского "Снегурочка", оперы "Майская ночь" и "Ночь перед рождеством" по Гоголю.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Архитектура второй половины XIX века
Существенным фактором, определяющим состояние архитектуры во второй половине XIX в., является развитие капиталистических отношений в пореформенной России. Оно способствовало внедрению в архитектуру достижений промышленного прогресса, сове ...

Раскрытие понятия контркультура и соотношение ее с субкультурой
В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, ...

Социальная организация майя
Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает “настоящий человек”. Это был наследственный титул, передаваемый от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав - “господин“, “владыка”. Халач-винику принадлежала ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация