Искусство Палеолита

Материалы » Культура первобытного человека » Искусство Палеолита

Страница 2

В 1940 году четыре французских школьника отправились в задуманную ими же археологическую экспедицию. На месте вывернутого с корнем дерева они увидели зияющую в земле дыру. Эта дыра их заинтересовала, тем более, что ходили слухи, будто это вход в подземелье, которое ведет в соседний средневековый замок. Внутри оказалась еще одна дыра — поменьше. Один из мальчиков бросил туда камень и по шуму падения определил, что глубина здесь большая. И все же он расширил отверстие, зажег фонарик и ошеломленный стал звать приятелей. Со стен пещеры на школьников смотрели какие-то огромные звери. Придя в себя, мальчики догадались, что это не подземелье, ведущее в замок, а пещера доисторического человека. О своей находке юные «археологи» сообщили учителю, который, хотя и отнесся к рассказу недоверчиво, все же согласился пойти осмотреть пещеру.

Так была открыта пещера, которую позже прозвали «сикстинской капеллой первобытной живописи». Это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не случайное и не преувеличенное. В пещере Ласко мы встречаем редкую попытку первобытного человека изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Перед нами раненный копьем бизон, у которого из брюха вываливаются внутренности. Рядом с ним поверженный человек. А недалеко от них нарисован носорог, который, возможно, и убил этого человека.

Вообще, 90 % известных науке пещерных «картинных галерей» находятся во Французских Пиренеях в провинции Франко-Канабрия. Здесь обнаружено 120 пещер с палеолитическими росписями. Скорее всего, это объясняется тем, что в этом районе расположено множество карстовых пещер с оптимальными температурными условиями, которые обеспечили сохранность первобытных «фресок».

На территории России известно только одно место, где сохранились росписи, выполненные людьми верхнего палеолита. Это знаменитая Капова пещера в горах Южного Урала. На стенах двух залов этой пещеры были обнаружены около 40 рисунков, изображающих мамонтов, лошадей и носорогов.

Очень рано, одновременно с наскальными рисунками и барельефами начала появляться скульптура. Как правило, это было изображение женщины. Статуэтки обнаружены в различных поселениях верхнего палеолита приледниковои зоны, которая распространялась от Средиземного моря до Байкала. Они изображали не только женщин, но и животных, делались из бивня мамонта, из кости и даже из глины, смешанной с костной золой.

Много интересных находок было обнаружено в Костенках. Замечательными находками по передаче форм обнаженного женского тела и выразительности являются две статуэтки, обнаруженные здесь. В Костенках была найдена целая серия миниатюрных головок и фигур животных, вырезанных из мергеля — мягкого местного камня. Здесь есть хищники, например, лев и медведь, есть и превосходно оформленная голова верблюда. В Мальте и Бурети (на реке Ангаре) найдены скульптурные фигурки водоплавающих птиц, изображенных в полете, с длинной, вытянутой вперед шеей и массивной головой. Скорее всего, это гагары или лебеди.

Нередко первобытные художники придавали скульптурные формы простым бытовым вещам, например, кинжалам, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла.

Достаточно много о культуре верхнего палеолита могут рассказать погребения древних людей. Наиболее ранние могилы этого периода обнаружены в окрестностях Ментоны в Италии. Первобытные люди, хоронившие своих сородичей в ментонских гротах, клали их в одеждах, щедро украшенных морскими раковинами, браслетами и ожерельями из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Из орудий рядом с останками найдены кремневые пластины и костяные кинжаловидные острия. Умерших засыпали красной краской. Например, в пещерах Гримальди в окрестностях Ментоны найдены два скелета — юноши 15—17 лет и старухи, положенные на остывшее кострище в скорченном положении. На черепе юноши сохранились украшения от головного убора, которые состоят из четырех рядов просверленных морских раковин, на левой руке старухи — браслеты из таких же раковин. Кроме того, около туловища юноши находились кремневые пластины.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Архетип и культура
«Коллективное бессознательное», является отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах — изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловече ...

Живопись
Живопись с ее богатством цветовой гаммы и возможностью изображать сцены с многочисленными участниками еще более, чем скульптура позволяет нам увидеть жизнь народа майя и глубже проникнуть в нее. Она запечатлела сцены из жизни майя как бы ...

Возникновение импрессионизма. Общая характеристика творчества
На рубеже 18-19 веков в большинстве стран Западной Европы произошел новый скачок в развитии науки и техники. Индустриальная культура проделала огромную работу по укреплению духовных основ общества, преодолению рационалистических ориентиро ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация