Храм-пирамида Кукулькан

Культура империи Майя » Храм-пирамида Кукулькан

В Чичен-Ице древние зодчие воздвигли в честь Священного Змея грандиозный храм-пирамиду Кукулькана, или, как его назвали европейцы, Эль Кастилио (в переводе с испанского — «замок»). Здание поместили в центре архитектурного ансамбля города, сделав доминантой, видимой из любой его точки.

Пирамиду называют большим солнечным календарем. В ее основании лежит квадрат со стороной 55,5 м, высота сооружения достигает 25 м. На гранях пирамиды девять террас — по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир — то место, куда они отправлялись после смерти. К вершине строения ведет четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из них соответствовал определенному месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев. Все лестницы, в свою очередь, насчитывают по 91 ступени. Если эту цифру умножить на четыре (количество лестниц) и прибавить еще одну ступень — платформу на вершине, на которой стоит храм, то получится 365 — число дней в году. Вероятно, пирамида также служила и для астрономических наблюдений, ведь она к тому же строго ориентирована по сторонам света.

Но святилище Пернатого Змея обладает и другими феноменальными свойствами. Если бы строители сместили его хотя бы на один градус, то им бы не удалось достичь того особого визуального эффекта, что возникает два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, символами бога Кукулькана. В строго определенное время на ступенях этой лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды. Иллюзия длится 3 часа 22 минуты. Древним майя, наблюдавшим за действом, вероятно, казалось, что Кукулькан возвращается к жизни и нисходит на землю.

Легко себе представить чувства обычных людей, оказавшихся в ритуальном центре, которых духовно подавляли внушительность архитектуры, богатство орнамента и яркость красок. Все это должно было убеждать простой народ в божественной сущности тех, кто ими правил, и подчеркивать никчемность их собственной жизни.

Статьи по теме

Исторический портрет Фаины Раневской
Она родилась 114 лет назад. 65 лет спустя ей присвоили звание Народной артистки СССР – по совокупности достижений в искусстве. Через 15 лет после высокого присвоения она категорически отказалась праздновать свое восьмидесятилетие. На том ...

Широта диапазона киноактера и режиссера Сергея Бондарчука
Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А.С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов ...

Студия средневекового дизайна
В студии средневекового дизайна "Berkanar" талантливые художники создают прекрасные вещи, вдохновлённые эпохой Средневековья. Большинство костюмов - это костюмы "на тему", которые следует рассматривать скорее как прият ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация