В Чичен-Ице древние зодчие воздвигли в честь Священного Змея грандиозный храм-пирамиду Кукулькана, или, как его назвали европейцы, Эль Кастилио (в переводе с испанского — «замок»). Здание поместили в центре архитектурного ансамбля города, сделав доминантой, видимой из любой его точки.
Пирамиду называют большим солнечным календарем. В ее основании лежит квадрат со стороной 55,5 м, высота сооружения достигает 25 м. На гранях пирамиды девять террас — по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир — то место, куда они отправлялись после смерти. К вершине строения ведет четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из них соответствовал определенному месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев. Все лестницы, в свою очередь, насчитывают по 91 ступени. Если эту цифру умножить на четыре (количество лестниц) и прибавить еще одну ступень — платформу на вершине, на которой стоит храм, то получится 365 — число дней в году. Вероятно, пирамида также служила и для астрономических наблюдений, ведь она к тому же строго ориентирована по сторонам света.
Но святилище Пернатого Змея обладает и другими феноменальными свойствами. Если бы строители сместили его хотя бы на один градус, то им бы не удалось достичь того особого визуального эффекта, что возникает два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, символами бога Кукулькана. В строго определенное время на ступенях этой лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды. Иллюзия длится 3 часа 22 минуты. Древним майя, наблюдавшим за действом, вероятно, казалось, что Кукулькан возвращается к жизни и нисходит на землю.
Легко себе представить чувства обычных людей, оказавшихся в ритуальном центре, которых духовно подавляли внушительность архитектуры, богатство орнамента и яркость красок. Все это должно было убеждать простой народ в божественной сущности тех, кто ими правил, и подчеркивать никчемность их собственной жизни.
Статьи по теме
Зарождение исторической науки
Два основных истока исторической традиции у греков – поэтические сказания и официальные хроникальные записи, сливших воедино, породили настоящее историописание, отличавшееся систематичностью рассказа, методическим привлечением и использов ...
Костюм XIX века
Демократизация эстетического идеала и костюма под влиянием Великой французской революции 1789 года
Великая французская революция 1789 г. закрепила во Франции победу капиталистических отношений над феодальными.
Именно этот идеал явился о ...
Образ Георгия Победоносца в рассказах Чехова
Об обращении А.П.Чехова к фольклору в научных исследованиях говорилось крайне редко, более того, авторы некоторых их них подчеркивали проблематичность самой постановки вопроса – Чехов и фольклор.
Н.И.Кравцов в учебно-методическом пособии ...