Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Материалы » Культура и процссы ее развития » Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Страница 3

Но, все-таки, основная ценность и самобытность каждой из культур должны сохраняться. В этом ряду не последнюю роль играют такие явления как фундаментализм и традиционализм.

В основании явления фундаментализма лежит стремление строить жизнь на основах фундаментальных основ культуры. Так как фундаментальные основы культуры закладывались в прошлом, то фундаментализм можно рассматривать как попытку возвращения к своим корням в буквальном смысле слова. Традиционализм — более мягкое в этом смысле явление.

Фундаментализм может выражаться в насильственном закрытии и недопущении чужеродного влияния в свою культуру.

Такие системы могут обновляться, не создавая при этом впечатления, будто их социальные институты коренным образом меняются. Нововведение, скорее, призвано служить «незапамятной древности».

Историческая практика свидетельствует, что ряд государств представляют собой достаточно развитые культуры, не утратившие свою специфику, а ряд государств, особенно исламских имеют более закрытый характер. Внутренняя трансформация значительно облегчается автономией при полной взаимосвязи социальных, культурных и политических институтов смена одной культурной идентичности на другую, идет коренная ломка всей культуры в целом. Автономия ряда институтов социокультурной регуляции, позволяет изменениям затрагивать только поверхностные слои культуры, оставляя нетронутой ее сакральные пласты. По этой причине более инструментальные японское и китайское общества раньше и легче пошли по пути модернизации, чем исламское.

Объективные процессы глобализации, происходящие сегодня, остро ставят вопрос о том, какая культура и на каком основании будет задавать тон в регуляции этих процессов. Без насилия одних культур над другими не обойтись, вопрос в том, в чем будет заключаться специфика этого насилия: в прямом конфликте, или в имманентном взаимодействии, диалоге культур.

И опять встает набивший оскомину вопрос: единство, или мозаика культур? Насильственная унификация культур, или насильственная изоляция? Оба пути ведут в никуда. Думается, что вписывание каждой культуры в общемировой процесс, исходя из возможностей каждой культуры, может быть достойным выходом из множества проблем.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме

Законы функционирования культуры
1.Закон единства и своеобразия культуры. Культура - совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. 2.Закон преемственности в развитии культуры. Культура - эт ...

Зарождение и эволюция двух типов цивилизаций: восточная и западная
Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятся на три глобальных типа: традици ...

Понимание культуры в период средневековья
На смену античности приходит эпоха средневековья (5 - 14 вв. в Западной Европе). Античное общество основывалось на рабовладельческом, средневековое - на феодальном способе производства. Феодализм базировался на натуральном хозяйстве и лич ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация