О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения. В таком случае под колонизацией следует понимать самый широкий спектр явлений, включая внедрение транснациональной корпорацией в какую-либо иную страну чуждые ей технологии.
Думается, что исторические примеры все скажут лучше теоретических рассуждений. Если вспомнить ситуацию в той же Африке, то после ухода оттуда европейцев, начался процесс деградации общества и откат к первобытнообщинным отношениям.
Для всех стран Южной и Юго-Восточной Азии было характерно ожесточенное сопротивление традиционной культуры колониализму, завершившейся в итоге деколонизацией и достижением политической независимости. Конечно, это случайно. Географическая близость и природно-климатическое сходство стран, и наличие в них тех продуктов и ресурсов, в которых остро нуждались колонизаторы, во многом объясняют причины, по которым они оказались первым страстно желанным объектом вторжения колониального капитала.
Цивилизационный фундамент стран, формировавшийся веками и тысячелетиями, господство сложившегося образа жизни, привычных стереотипов поведения, устойчивых систем нравственных ценностей, генеральных мировоззренческих принципов и установок.
Цивилизационный фундамент любого общества опирается, как правило, на религию, являющуюся его главной и определяющей основой, которая стала испытывать нажим на нее со стороны внешних сил. Именно с такого рода ситуацией мы имеем дело в период колониализма. Фундамент стран был заложен в древности и связан с ведической культурой древней Индии. Речь идет об индуизме и буддизме.
Традиционный фундамент этих религий, обладая невиданным запасом внутренней прочности на индивидуальном и локальном (община, каста) уровня, вместе с тем не был связан с проблемой укрепления политической власти и государства как такового. Интегрирующая функция ограничивалась социально-религиозными и социально-культурными ее аспектами, тогда как в сфере социально-политической она не действовала. Отсюда невиданный в других обществах политический вакуум, с легкостью заполнявшийся то одними, то другими, чаще всего внешними политическими силами. Отсюда же и отсутствие традиции организованного социального протеста либо энергичного социально-политического сопротивления внешним силам.
Но при всем том традиции этих стран всегда сохраняли и внушительно демонстрировали свою внутреннюю силу, величественное достоинство, издревле существующей и практически неколебимой гигантской системы, с чем не могли не считаться внешние силы, вынужденные приостанавливаться в своих стремлениях к насильственной трансформации общества.
Наиболее продуктивным представляется сценарий, по котором пошло большинство культур Азиатско-Тихоокеанского блока и Средней Азии. Эти культуры приняли достижения западной науки и техники, оставив при этом нетронутой систему социокультурной регуляции. Не только Япония, но еще и Сингапур, Тайвань, Саудовская Аравия и в меньшей степени Иран превратились в современные общества, не становясь западными. И надо сказать, в своих успехах во многом превзошли даже запад. Невиданные темпы экономического роста и роста политической и военной мощи Китая, на фоне стагнирующего Запада, выглядят впечатляюще.
Наиболее «европеизированной» в этом плане можно считать Японскую культуру. Япония на протяжении всего своего существования подвергалась влиянию иных культур Европы, впитывая лучшие их достижения и сохраняя национальный дух.
Менее открытой для иноземных влияния оказалась китайская культура. Китайцам следовало бы составить хронологический перечень последовательно неудававшихся энергичных попыток Запада обратить их в христианство.
Колонизация — всегда насилие одной культуры над другой, но колонизировать можно двумя путями: путем конквистадоров, физически уничтожая колонизируемое население, или загоняя его в резервации; или путем, которыми пошли русские колонизаторы в Сибири — оставляя местное население с его обычаями нетронутым.
Процесс аккультурации (взаимообмена), который затрагивался выше, заслуживает особого внимания. Аккультурация — процесс прямого и длительного контакта одной группы индивидов с другой, который изменяет культурные парадигмы обеих групп. Контакт нарушает единство каждой из контактирующих групп и устанавливается равновесие на новом уровне. И здесь, опять же, имеет смысл подчеркнуть, насколько адекватным является взаимообмен. Думается, если мощная европейская культура соприкоснется с аборигенской культурой какого-нибудь тропического племени, то не трудно догадаться, какая культура повлияет на другую в большей степени.
Статьи по теме
Возникновение и развитие ислама в Чечне
Проникновение ислама в Чечню происходило постепенно. Полагают, что раньше других ислам приняло население исторической Ичкерии, то есть юго-восточной части Чечни (в верховьях рек Аксай и Хулхулау, приток реки Сунжа). Однако массовая ислами ...
Искусство китайского средневековья
Полнее и ярче всего особенности феодального китайского искусства проявили себя уже на следующем этапе, когда страна вступила в пору развитого средневековья. Новое объединение Китая завершилось созданием двух крупных государств - Тан (618- ...
Искусство Германии
Германия в XV в. Стойкость системы, раздробленность страны и связанное с этим развитие обособленных местных школ в искусстве. Живучесть готики в искусстве Германии.
Живопись северонемецких городов в начале 15 века, связь с традициями поз ...