Символ как информационная единица коммуникации. Основные группы символов

Материалы » Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов » Символ как информационная единица коммуникации. Основные группы символов

Страница 2

Следует, однако, помнить, что цветовая символика может различаться у разных народов, поэтому "Даже когда очевидно, что цвет имеет символическое значение, мы никогда не можем быть уверены, каково оно. Каждый случай должен быть исследован в его специфическом контексте" [3; 72].

Символика в одежде прослеживается только во взаимосвязи складывающих её символов. По отдельности ни один предмет одежды ничего не значит, но соединённые в определенный костюм или униформу и имеющие соответствующий цвет, элементы одежды указывают на принадлежность к определенной профессии или исполнение определённой социальной роли. К примеру, мундир военного, костюм судьи, платье невесты или вдовы, одежда байкера, облачение священнослужителя и т.д. В комплекте одежда становится символом определённой профессии, социального статуса, принадлежности к какой-либо группе.

Украшения и татуировки также многое говорят о социальном статусе, групповой принадлежности и иерархии их обладателя. Основные функции этих символов невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса (Изящные дорогие украшения выдают принадлежность к элите, обилие металлических клёпок и цепей выделяет рокеров, многочисленные амулеты и талисманы выдают приверженцев оккультизма). Есть украшения, которые и в обыденной жизни называются символами: знаки различия в армии, политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко), медали. Всё это - своеобразные знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений). Роль украшений зачастую выполняют татуировки. Однако в отличие от украшений, которые можно заменить, сигнализируя тем самым изменения своей личности, татуировка навсегда остаются на коже, окончательно и бесповоротно связывая человека с определёнными событиями и социальной ролью. Так, татуировки в уголовной среде являются своеобразным жизнеописанием и характеристикой их обладателя, его криминальной "автобиографией"; они определяют также его рейтинг и место в данной среде.

Помимо татуировок встречаются и другие телесные повреждения, показывающие социальный статус человека: бритьё волос (тонзура монаха), обрезание крайней плоти (принадлежность ко взрослым иудеям), прокалывание ушей (только справа - принадлежность к социальным меньшинствам), нанесение шрамов в определённых местах (у примитивных народов - символы взрослости и власти).

Пища также несёт информацию о событии, к которому она готовится. К примеру, в России и Белоруссии салат "оливье" и шампанское - символ праздника; грецкие орехи, шоколадные конфеты и мандарины - символ Нового года; ярко раскрашенные яйца и куличи - символ Пасхи; именинный торт со свечами - символ дня рождения, а вегетарианская пища - символ поста.

Звуки и тишина также выступают в качестве символов торжественного, священного, либо наоборот, обыденного, повседневного, разнясь по значению в различных микрокультурах.

Таким образом, символы присутствуют почти в каждом поле человеческой деятельности. Благодаря их портативности появляется возможность передавать от поколения к поколению огромное количество знаний и информации.

Однако символы сами по себе, без знаковой и культурной среды, без сообщества, использующего их по условленным негласным законам, ничего не значат: "…символы существуют в конфигурациях, и значение отдельных символов следует искать в их противопоставлении другим символам, а не в самом символе как таковом" [3; 72]. Отсюда можно вывести определение символа как предметного или словесного знака, условно выражающего сущность явления с определенной точки зрения, имеющего в своей основе переносное значение и скрытое сравнение, связь с явлениями быта, историческим опытом, сказаниями, верованиями и т.п.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

Постижение азов
Примерно в 16 лет юноша поступил к первому учителю, своему родственнику Якобу ван Сваненбюрху - художнику, теперь совсем забытому. За три года молодой Рембрандт приобрел первоначальные навыки своего искусства. Как относился ван Сваненбюрх ...

Функции и ритуал
Во внешнем дворе (Дворе язычников) тем, кто пришел принести жертву, продавали жертвенных животных. Здесь же располагались столы менял, у которых можно было обменять деньги на валюту, официально принятую для пожертвований в Храме. Во внут ...

Скульптура Нового Царства
К концу XV в. до н. э, значительно обострилась обста­новка внутри страны. Уже в течение ряда лет назревал конфликт между высшей знатью и жречеством, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на средние слои населения, — с другой. Бо ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация