Согласно данным археологии, морской порт Фунани Ок-Ео (II в. н. э.) имел прямоугольный план с соотношением сторон 1:2 (примерно 3000 X 1500 м) и был разрезан прямоугольной сетью улиц. Вдоль длинной стороны с севера на юг город пересекался каналом, по обе стороны которого располагались постройки. Этот канал тянулся 2 км за пределами города, где соединялся с морем. Он входил в сложную сеть пересекающихся прямолинейных каналов, идущих в направлении север — восток и юг — запад, что соответствовало направлению основных торговых путей через Фунань. Русла наиболее крупных каналов укреплялись гранитными стенами и земляными насыпями. Ширина водных путей позволяла судам проникать в глубь страны.
По периметру город укрепляли два земляных вала, по верху которых шел частокол из бревен 1. Фортификация южной стороны, обращенной к морю, была выше и массивнее, так как ограждала город и от воды во время разливов. Схема плана Ок-Ео йесколько напоминает североиндийскую Таксилу (поселение Сиркапа, 50 г. до н. э.— 150 г. н. э.), хотя размерами почти вдвое превосходит последнюю. Принцип планировки, меридиональная ориентация и конструкции укреплений сходны у этих городов, за исключением того, что Ок-Ео с севера на юг пересекал канал, а Таксилу рассекала широкая улица.
Основная масса городской застройки Ок-Ео, включая королевский дворец, была целиком деревянной, и только некоторые сооружения религиозного, а возможно и гражданского назначения возводились на кирпичном или гранитном основании. Археологические раскопки в Ок-Ео обнаружили остатки древних свайных построек,; что указывает на местное их происхождение. Сваи забивались по прямой линии восток — запад с интервалом около 2 м. на глубину 0,75 м. Постройки ставились вдоль каналов. Конфигурация плана строений была прямоугольной.
Расположенные рядами столбы длиной 2,8 м по краям и 4,7 м посередине позволяют предполагать, что у построек были двускатные крыши с большим наклоном, необходимым в тропиках. Тип свайных домов на высоких и низких сваях продолжает бытовать и в современной Кампучии. Подобные свайные постройки обнаружены В Голубевым при раскопках памятников цивилизации Доунг Шон во Вьетнаме, относящейся приблизительно к тому же времени.
Памятники монументального зодчества Кампучии — это прежде всего грандиозные архитектурные ансамбли. Эмоционально-художественное воздействие ангкорских храмов — высшего достижения кхмерского гения — необычайно велико й сегодня. Они потрясают величавой торжественностью, горделивым спокойствием и удивительной четкостью композиционного построения. Те архитектурные ансамбли, которым удалось выдержать многовековые испытания временем, представляют ныне великую ценность не только для народа Кампучии, но и для мировой художественной культуры.
Классический памятник искусства кхмеров — комплекс Ангкор Ват
(XII в.). В нем воплотились религиозные идеи и лучшие художественные достижения этого народа. Комплекс выстроен на участке размером 1500 х 1300 м, обнесенным широким каналом. Через эту водную преграду к главному входу ведет дорога, вдоль которой располагаются статуи львов-охранителей и нагов. В центре комплекса, на ступенчатой горе, обнесенной стеной, возвышаются пять храмов-башен, символизирующих пять пиков горы Меру. В центральном, самом большом, храме находится главное святилище. Комплекс включает множество дополнительных построек: многочисленные внутренние дворики, лестницы, башенки, галереи и т.п. образуют гармоничный архитектурный ансамбль. Подсчитано, что на его постройку было израсходовано столько же камня, сколько потребовалось для возведения египетской пирамиды. Храм украшен редкими по красоте рельефами, сочетающими фигурные изображения с растительным и геометрическим орнаментом. Ангкор-Ват по праву считается одним из величайших ансамблей мира. В нем воплотились религиозные идеи и лучшие художественные достижения этого народа. Комплекс выстроен на участке размером 1500 х 1300 м, обнесенным широким каналом. Через эту водную преграду к главному входу ведет дорога, вдоль которой располагаются статуи львов-охранителей и нагов. В центре комплекса, на ступенчатой горе, обнесенной стеной, возвышаются пять храмов-башен, символизирующих пять пиков горы Меру. В центральном, самом большом, храме находится главное святилище. Комплекс включает множество дополнительных построек: многочисленные внутренние дворики, лестницы, башенки, галереи и т.п. образуют гармоничный архитектурный ансамбль. Подсчитано, что на его постройку было израсходовано столько же камня, сколько потребовалось для возведения египетской пирамиды. Храм украшен редкими по красоте рельефами, сочетающими фигурные изображения с растительным и геометрическим орнаментом. Ангкор-Ват по праву считается одним из величайших ансамблей мира.
Статьи по теме
Основные функции костюма
Все многообразие предметного мира располагается в поле двух полюсов — материально-практического и художественного.
В функциональной плоскости система костюма образует спектр форм, по-разному сочетающих эти два начала: от чисто практическ ...
Корни древнерусской иконописи
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо о ...
Огюст Ренуар
Огюст Ренуар (1841–1919) начал свой путь с росписи фарфора и раскраски вееров. Но вскоре он расстается с этим ремеслом и отдается со всей страстью «чистому» искусству живописи. Художников стиля рококо (Буше, Ватто), которых он вначале изу ...