Основы Древнеегипетского музыкального искусства

Материалы » Искусство древнего Египта » Основы Древнеегипетского музыкального искусства

Страница 1

Искусство слова — самое конкретное из всех сфер про­явления духовной сущности человека. Самой отвлеченной и эмоциональной является музыка.

Если литературные памятники донесли до нас велико­лепные образцы мифопоэтического и лирического жанра, то о музыке Древнего Египта можно составить лишь весь­ма приблизительное представление, опираясь на опосредо­ванные источники.

Многочисленные росписи и рельефы храмов и гробниц свидетельствуют о той огромной роли, которая отводилась ей. Целые сцены посвящались изображениям музыкантов, составлявших небольшие камерные ансамбли, которые со­провождали ритуальные процессии и танцы: хоровое «зву­чание» доносят композиции плакальщиков и плакальщиц, где пластическая выразительность жеста передает скорбные интонации плача. Жест рук играл огромную роль не толь­ко в выражении эмоционального начала, но и в управле­нии процессом исполнения, ибо он восполнял отсутствие системы нотной записи.

Этот факт наводит на мысль об импровизационной ма­нере исполнения, подчинявшейся установленной ритми­ческой канве, в пределах которой создавалась музыкаль­ная ткань. Воссоздать творческий процесс можно лишь весьма относительно, опираясь на изобразительный мате­риал, который служил не только иллюстрацией, но и свое­образной системой «записи», содержащей ряд исполнитель­ских указаний.

Первые опыты музыкальной нотации возникли в эпоху Среднего царства. Тогда же появились и самые ранние за­чатки музыкальной теории.

Наличие большого количества инструментов, составля­ющих разновидности ударных, духовых и щипковых групп, позволяет говорить о существовании многоголосия. Поли­фония развивалась главным образом в хоровой музыке; есть сведения, что при дворе фараонов Нового царства су­ществовала музыкальная капелла.

Если первоначально музыка была связана с культовой стороной, то со временем в ее обозначение входит иерогли­фический знак, соответствующий понятию «выражать удо­вольствие», «приветствовать криками», «ликовать». Эти понятия раздвигают рамки музыкального искусства, внося в него элемент эстетической оценки и эмоционального вос­приятия.

В Древнем Египте была широко распространена хейро-номия, что в буквальном переводе с греческого означает «двигать в такт руками», — в нашем представлении это соответствует дирижированию.

Помимо хора, в Древнем царстве встречаются изображе­ния «дирижера», управляющего ансамблем арф. В гробни­це Иду (Древнее царство, VI династия) сохранился рельеф с изображением камерного ансамбля, состоящего из пяти арф, которым управляет музыкант, сидящий лицом к исполни­телям и спиной к покойному. Посадка «дирижера» заслу­живает особого внимания ввиду того, что по существовав­шему долгое время этикету дирижер европейского симфони­ческого оркестра стоял лицом к публике и повернулся к музыкантам лишь в середине прошлого века, когда за пульт встал Рихард Вагнер, первым нарушивший эту традицию.

О соотношении ритмического и мелодического рисунка можно судить по древним изображениям. В эпоху Древне­го царства господствовали ударные инструменты с их обна­женной ритмикой. Это определило и расположение фигур музыкантов и танцовщиц в композиции, где их разделяют паузы; повторяемость поз и действий организует метрорит­мическую структуру сцены: подчеркивание сильной доли сопровождалось хлопком в ладоши.

В ансамблях использовались, помимо ударных и духо­вых, несколько разновидностей щипковых инструментов — арф, лир, лютней.

В композициях эпохи Древнего царства преобладают обостренный линеарный рисунок, в то время как в роспи­сях Нового царства начинает звучать гибкая мелодия ду­ховых инструментов, сопровождаемая арфой и лютней, которой вторят изысканно красивые очертания фигур ис­полнительниц.

Постепенно из сферы чисто ритуальной музыка начи­нает проникать в быт. Обучение музыке входило в школь­ную программу. В одном из поучений писцу говорится, что он должен быть «обучен играть на свирели, играть на флей­те, сопровождать [игру на] лире и петь с [музыкальным] инструментом нехт».

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Наука и техника
Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астроно ...

Конструктивно–технологические особенности и специфика исполнения работы
За основу был взят холст, натянутый на подрамник собственного изготовления с помощью самодельных скоб и молотка. Грунт состоит из клеевого слоя и последующих эмульсионных белых, без тонирования. Рисунок был нанесен тонкой кистью краской. ...

Эпоха эллинизма
Эпохе эллинизма принадлежат такие великие шедевры греческой скульптуры, как Ника Самофракийская (конец IV в. до н.э.) и Афродита Милосская (II в. до н.э.). В обеих скульптурах воскрешается дух высокой классики, который не был характерен д ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация