Историческое представление о культуре

Материалы » Историческое представление о культуре

Страница 8

Из понимания культуры как совокупности духовных ценностей, духовной памяти человечества исходил известный немецкий мыслитель Фридрих Шиллер, изучавший проблемы культурогенеза, знака и символа в культуре.

Шиллер считал, что культура начиналась с мифопоэтического отношения к действительности, характерной чертой которого было отражение действительности в образах. Образ стал первичной формой отражения объективного бытия, его интуитивным схватыванием. Важнейшим признаком образа Шиллер считал синкретичность (целостность, нерасчлененность восприятия мира). Этап мифопоэтического отношения к действительности и был, по мнению Шиллера, временем подлинной культуры.

В основе культурогенеза лежала утрата синкретичности. Дифференциация в сфере культуры вела к специализации и профессионализации, которые, в свою очередь, приводили к росту социальной напряженности и к отчуждению. Поэтому для Шиллера развитие культуры было, по существу, культурной деградацией.

Решить проблему отчуждения можно, лишь сняв культурный кризис, вернувшись к ремесленничеству и мифопоэтическому синкретизму. В современных условиях это возможно лишь в рамках искусства, которое является образным отражением мира и сопряжено с мифом, философией, моралью, религией, и в силу этих качеств оно еще может дать почувствовать тот восторг единства естественного и природного существования, который характерен для мифопоэтического этапа культуры.

Но, поскольку Шиллер считал, что искусство доступно далеко не каждому человеку, следовало найти ему заменитель. Таким заменителем может стать игра, похожая на искусство, но обладающая целым рядом дополнительных черт. Так, игра неутилитарна, ведь в игре, как и в искусстве, нет никаких прагматических целей. Игра, как и искусство, бескорыстна, человек в них уподобляется ребенку, который полностью открыт миру и его законам, и в силу этого ребенок становится идеальным типом личности в культуре. Игра, как и искусство предполагает утверждение канонов поведения людей. Принимая правила той или иной игры, люди становятся равными. Равенство в игре дает свободу, и человек получает широкие возможности для самореализации.- Благодаря равенству в игре устраняются все социальные состояния и законы, снимаются все социальные маски. Игра открывает возможность изменения цел^ей исторического существования, так как условия в ней задаются игроками, а следовательно, они получают возможность по своим правилам переделывать мир.

Шиллер среди важнейших свойств игры выделяет возможность пересотворения в ней мира. Современная ему культура - это игра, способ рекомбинации действительности по определенным правилам.

Но, поскольку игра для Шиллера - это лишь заменитель подлинной культуры, современная культура - это еще и плач по утраченному, воспоминание о существовавшей ранее степени свободы, о единстве человека с миром. Так рождается трагедия бытия человека в современной культуре.

В рамках своей концепции культуры Шиллер предложил типологию культур, согласно которой выделяется два их типа - наивные и сентиментальные культуры.

В наивной культуре человек существует в единстве природного и искусственного, не отгораживается от мира, а пребывает в нем как его часть. Способом фиксации информации о мире являются образы и символы, познание мира идет мифопоэтическим способом.

В сентиментальной культуре человек существует в разорванном со-тоянии между природным и искусственным, между прошльци и будущим. Отчужденное бытие человека отражается в слове и в рефлексив-юм способе познания мира.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме

Культура и искусство Кампучии
Современная Кампучия находится на юго-востоке Индокитая. Древ­нейшим государством на этой территории было царство Фунань (I—VI вв.). Основную часть его населения составляли древние кхмеры. Фунань, или Бапном, раннеклассовое государство в ...

Исторические особенности Серебряного века
К моменту вступления Александра III на престол расстановка сил в Европе начинает меняться. После поражения Франции во франко-прусской войне начинается процесс складывания новых политических группировок. Дальнейшая роль России в европейско ...

Кабинет Александры Федоровны
Кабинет Александры Федоровны располагался в западном ризалите дворца, в северной его части и вместе с соседними помещениями входил в жилую половину Александры Федоровны. Основное отличие этого интерьера от трех вышеописанных в том, что ни ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация