Историческое представление о культуре

Материалы » Историческое представление о культуре

Страница 4

3. Век людей – железный век, эпоха зрелости, сознательности человечества. Здесь отношения между людьми начинают регулироваться совестью, долгом и разумом, пришедшим на смену инстинкту, бессознательным действиям. С одной стороны, они становятся более гуманными, утверждается демократия как форма правления, основанная на признании гражданского и политического равенства. В этот период преодолевается национальная ограниченность и человечество начинает существовать как единое целое. Идёт дифференциация религий, которые заменяются наукой, а с ней связано быстрое развитие техники и технологии, торговли, межгосударственных обменов. Но оборотной стороной этой эпохи становится культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей не может править, ориентируясь на высшие ценности. И тогда вместо выравнивания мы видим социальную борьбу трудящихся, войны. Даже язык становится не формой культурной идентификации, а фактором разобщения людей.

Поэтому высший взлет культуры одновременно становится ее концом. Вико прогнозирует три выхода из этой ситуации: захват власти одним лицом, которое благодаря силе оружия берет на себя заботу об общественном благе (Август у римлян); завоевание испорченного народа лучшими народами (так произошло с Грецией, а затем и с Римом); полное разложение государства, когда гражданские войны и анархия превращают города в развалины, наступает «второе варварство» (это путь восточных народов).

Эти три эпохи человеческого развития свойственны не только истории человечества вообще но и истории любого отдельного народа. Так, современные Вико европейские государства живут в последней эпохе, Россия и Япония - в эпохе героев, ряд народов юга и севера - в эпохе богов.

На первый взгляд кажется, что в основе периодизации человеческой истории и культуры у Вико лежит идея общественного круговорота. Но говорить об абсолютной повторяемости в истории, о полном соответствии концепции Вико античной циклической модели истории нельзя. Есть лишь частичная повторяемость, и Вико говорит о совпадении отдельных черт различных эпох на той или иной стадии развития народа. Графическим выражением этого процесса может служить соединение круга и (античной модели) с прямой (средневековой моделью), что даёт синусоиду.

Ещё одной важной идеей, выдвинутой Вико, было представление, что каждая культура закрепляет себя в языке, который создаёт свой образ мира, аккумулирует особенности психических реакций, свойственных каждому народу. Следовательно, анализ языка, психотипов одновременно является методом анализа культур, изучение возможности культурной ассимиляции и интеграции.

Концепция Вико сыграла очень важную роль в становлении культурологии, став, по существу, первым теоретическим исследованием проблем культуры, до сих пор находившихся на втором плане в трудах предшествующих мыслителей. С Вико складывается и классическое понимание культуры кА развития человека – разумного существа. Культура стала пониматься как граница, отделяющая человека от остального мира природы. Но граница эта не стена, блокирующая человека в полной изоляции, а путь, который человеку надо пройти, чтобы стать подлинно разумным, ибо разум понимается только как чисто человеческое качество.

Но, усмотрев в человеке самостоятельных и творческих созидательных сил, классичесоке сознание должно было теперь ответить на вопрос, где и в чем искать главный мотив человеческой деятельности, приводящий эти силы в движение. Попыткой ответа на эти вопросы стали натуралистическая и идеалистическая модели культуры, выработанные классическим сознанием в конце 18 – начале 19 века.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме

Эволюция представлений о культуре
Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, то есть воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от "некульт ...

Жизнь и творчество Сергея Бондарчука
Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Одесской области. Впервые проявить свой нрав Сергею Федоровичу Бондарчуку пришлось сразу после окончания школы. Отец, Федор Петрович, человек очень строгих правил, предложил ...

Культура второй половины XIX века
Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация