Как свидетельствуют археологи, люди обитали на полуострове еще в X-м тысячелетии до нашей эры. Позже, ко II-му тысячелетию до нашей эры высокого уровня достигла культура Аравии. Применялось алфавитное письмо, схожее с финикийским (писали аравитяне в стиле бустрофедон, «поворот быка на пашне», чередуя направления). На юге сложилась традиция монументальной архитектуры, а фрески и скульптуры динамично и выразительно изображали людей и животных. Аравитяне называли себя «аль-арабами» - «арабы» -- и были язычниками. В древней Мекке было выставлено более 300 языческих идолов. Позднее, общаясь с греко-римским, а затем и византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и христианством, распространившихся на полуострове во II-V веках. С первых столетий н.э. Аравия утрачивает былое величие. Хотя арабы, по словам Геродота, «никогда не были под игом персов» и других иноземцев, полуостров оказался в центре ирано-византийского противоборства. Вражеские нашествия II-VI веков разрушили торговые пути; торговля и города пришли в упадок.
Взлет Аравии происходит в конце VII века, когда на полуострове зарождается новая вера – ислам, история возникновения которого связана с важнейшими событиями в жизни основателя религии – Мухаммеда ибн Абдаллаха (около 570-632 гг.). Детство и отрочество прошли в городе Мекка в Хиджазе (западная Аравия); его откровения и проповеди, борьба мекканских верхов против учения, переселения Мухаммеда в оазис Ясриб (Медина) в 622 году были прологом к стремительному росту популярности мусульманства. Под знаменем ислама пророк собрал племена и создал централизованное государство, объединившую всю Аравию.
В результате арабских завоеваний ислам распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому всемогущему Богу-Аллаху. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. В 8-9 веке возникло мистическое течение – суфизм. В 10 веке создана система теоретического богословия – калам; правовая система ислама разработана в шариате.
Статьи по теме
Ю.М. Лотман: семиотика и структурализм
Убедительным примером того, как в советской России, даже в условиях цензурного удушения гуманитарных наук, смогла плодотворно развиваться новаторская культурологическая мысль, является творчество выдающегося ученого - Юрия Михайловича Ло ...
Критика теории анимизма
Теория анимизма вызвала оживленную дискуссию среди ученых - исследователей культур. Некоторые из них (А.Лэнг, В.Шмидт) критиковали теорию Э.Тайлора с откровенно теологических и креационистских позиций, используя для этого факты наличия эл ...
Основные черты культурного облика эпохи. Утверждение либеральных ценностей
Формирование индустриального общества, коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. Промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, с выпуском новых товаров и созданием сферы услуг, как ...