Французское возрождение

Материалы » Искусство Ренессанса » Французское возрождение

Страница 1

Начало французского Возрождения относится к середине XV века, когда было завершено политическое объединение страны. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры.

Первый крупный художник французского Возрождения – Жан Фуке (ок.1420-1481), придворный живописец Карла VII и Людовика XI . И в портретах и в религиозных композициях тщательность письма сочетается с монументальностью.

Многочисленные замки по рекам Луаре и Шер – свидетельства освобождения от готической традиции и применения ренессансных форм в архитектуре. Хотя замки на Луаре ещё внешне похожи на средневековые, их внутренний декор – ренессансный, даже скорее маньеристический.

XVI век – расцвет французского портрета. В этом жанре особенно прославился живописец Жан Клуэ (ок.1485/88-1541), придворный художник Франциска I, окружение которого, как и самого короля, он увековечил в своей портретной галерее.

Победа ренессансного мироощущения во французской пластике связана с именем Жана Гужона (ок.1510-1566/68). Самое известное его произведение – рельефы фонтана невинных в Париже. Легкие, стройные фигуры пронизаны поэзией и сдержанны по форме. Чувство изящества, гармонии, тонкость вкуса неизменно связаны с французским искусством.

В творчестве Жермена Пилона (1535-1590) вместо идеально прекрасных образов возникают образы жизненные, драматические. Экспрессивность его искусства типична для позднего Ренессанса и свидетельствует о надвигающемся конце ренессансной эпохи во Франции.

Почему произведения искусства эпохи Возрождения, созданные столь давно, до сих пор трогают нашу душу и вызывают у нас такой интерес? Несомненно, это - совершенство исполнения, красота, но главная причина долговечности – глубочайшая человечность этого искусства, пронизывающий его гуманизм.

Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Они воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Ренессанс - эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэлю являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Эпоха от Возрождения до Реформации противоречива. Гуманисты, формулируя идеал свободной личности, провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от этих идеалов. Они, оглядываясь в Античность, оставались христианами. Они соединили два мира – Античность и Христианское средневековье и лишь старались прояснить главный замысел Бога относительно человека.

Однако реформаторы-протестанты в другом конце Европы продолжили этот процесс не на почве идей гуманизма, а на религиозной. Каждый человек, считали реформаторы, причастен Христу, он его «современник», ибо актом личной веры человек живет в Новой истории.

Всё это способствовало кризису художественных идеалов эпохи Ренессанса, как и то, что Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. Здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре.

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Так, черты кризиса художественных идеалов Возрождения проявились в маньеризме (вычурность, манерничанье), который сложился на излете эпохи Ренессанса – явная подражательность, вторичность стиля, гиперболизация отдельных деталей, иногда даже выраженная в названии произведения («Мадонна с длинной шеей»), нарушение пропорций, дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Шумерские мифы
Благодаря труду ученых-шумерологов, среди огромного материала, который имеется в нашем распоряжении, выделяются три мифа, которые нашли столь широкое распространение, что их можно считать базовыми мифами. Сейчас стало ясно, что, хотя эти ...

Исторические факторы формирования деструктивных политических систем
Никому не секрет, все развалы, которые были спровоцированы со стороны, является ни чем иным как желанием установить, свою власть, подчинить сознание людей на легко управляемые психотипы потребителей или как в древние времена – превратить ...

Троица Андрея Рублева
Считают, что содержание иконы соответствует наиболее традиционному в ХV веке толкованию: согласно Библии /Быт. гл.18/ В дубраве Мамре жил старый кочевник Авраам с женою своею Саррой, которого посетили три странника и предсказали ему, что ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация