Исскуство книги

Материалы » Искусство Османской империи » Исскуство книги

Страница 1

В Османской империи, как и в любой стране ислама, «искусство книги» занимает особое место, поскольку необходимо хранить и распространять священный текст Корана. Для мусульман коранический текст свят: записывать или читать его — само по себе акт веры. Применяемая большими мастерами каллиграфия, с ее многочисленными стилями письма, поражала изящной и загадочной красотой. Эти декоративные тексты являются гимном, иконой религиозной преданности, ключом к пониманию благочестия и эстетики ислама. Они дают жизнь произведениям высочайшего качества по технике и стилю.

Арабское письмо, используемое для записи священного писания, становится объектом совершенствования и украшения его линий. К надписям добавляются миниатюры — на поясах, свитках и медальонах, — на которых пишут изречения и цитаты из священного писания. Труд каллиграфов и миниатюристов сопровождается работой переплетчиков.

Самые красивые книги создаются художниками дворца Топкапы, наккашхане. Именно там изготовлены все самые красивые рукописи, роскошные издания Корана, художественные произведения, украшенные чудесными эскизами и полными свежести миниатюрами.

♦ Каллиграфия

В исламском мире каллиграф (хаттат) имеет превосходство над всеми другими художниками в силу священного статуса арабского письма, проводника коранического откровения. Вначале оно служит размножению слова Господня, но со временем превращается в отдельное самостоятельное искусство. Это искусство контура, линии, тесно связанное с искусством миниатюры.

Каллиграфия включает в себя шесть основных стилей письма (аклам-и ситте), классифицированных Якутом из Амасии в XIII в.: сулюс, пасх, мухаккак, рейхаии, рикаи тевки. Они были пересмотрены шейхом Хамдуллахом (1429—1520) по просьбе султана Баязида II (1481—1512). Среди этих шести видов переписчик и выбирает стиль, подходящий для его работы; можно также обратиться к некоторым фантазиям, как «дрожащие буквы» или письмо, «тонкое, как пыльца» (губари).

Владению этими стилями обучаются или по учебникам, в которых эти стили приводятся, или у учителя. Можно изменять высоту букв за счет толщины каляма, придумывать растяжки по вертикали и по горизонтали, видоизменять цвет и блеск чернил: возможности неограниченны. И конечно все эти стили используются для монументальных надписей (джели) в архитектуре (мечети, медресе, фонтаны), а также на различных предметах и тканях.

Что касается отдельных каллиграфических работ, таких как надписи на картинах (левха) или на альбомах (муракка), то они, как считают некоторые, являются высшим достижением каллиграфического искусства. Этими работами любуются как настоящими шедеврами.

♦ Раскрашивание иллюстраций

Во всем исламском мире широко распространена раскраска рукописей, и в частности Корана, различными цветами, в особенности золотом и ляписом-лазурью. Места для раскрашивания самые разные: фронтиспис, поля, шапка над сурами Корана, в начале главы, подзаголовка, параграфа в книгах нерелигиозного содержания. Тексты нередко пышно украшены собранными в геометрические схемы растительными арабесками, называемыми руми (Рум, Романский, что означает Анатолийский), и более реалистичным цветочным декором, называемым хатаи (из Хатай, Китая). Художники, занимающиеся этой работой, привлекаются, когда приходит время создавать миниатюры для дворцов, украшать там стены, расписывать купола и потолки.

♦Переплетное дело

В Османской империи оно продолжает общую исламскую традицию, в которой основным было применение треугольного защитного кожуха от намокания, сшивание листов в тетрадку или стопку, вшивание закладки. Декор турецких переплетов следует персидским традициям XIV и XV вв. часто с центральным медальоном (шемсе), оттиснутым и продленным кулонами, с отделанными углами и бордюрами. Специфической турецкой чертой является использование «мраморной бумаги» (эбру, называемой на Западе «турецкой бумагой»), которая изготовлялась вручную, а не механическим способом и служила для подкладки обложки.

При изготовлении переплетов обычно используется кожа, но для элитных изданий в работу над обложкой могут пойти дорогостоящие материалы, как лак, панцирь черепахи, ткань, вытканная золотом или серебром, драгоценные камни и жемчуг для инкрустации; в некоторых переплетах применяются ценные ткани, особенно сатин, часто с вышивкой шелком. За небольшим исключением, книги не большие и не тяжелые, их легко держать в руках.

♦Миниатюра

Если первые портреты османских султанов появились в эпоху Мехмеда II, под влиянием итальянских художников Маттео ди Пасти (1465 г.), Констанца де Ферраре (между 1478 и 1481 гг.) и Жен-тили Беллини, прожившего в Стамбуле более одного года с сентября 1479-го по конец 1480 г., то школа османских художников, так считает большинство, родилась лишь после того, как Селим I (1512— 1520) привез с собой художников из Дамаска и, в особенности, из Тавриза и Герата после 1514 г. Это как раз и объясняет важность персидского вклада в искусство миниатюры, орнамента и переплетного дела. При Сулеймане Великолепном количество созданных миниатюр еще незначительно.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация