Сейчас в Японии насчитывается около 300 школ и направлений икебаны. Японские композиции из цветов и растений отличаются особой гармоничностью. В основе любой композиции лежит разносторонний треугольник - японцы считают его выражением наиболее глубокой гармонии. Японский мастер при создании композиции обязательно учитывает форму, цвет и размер вазы, а также все то, что окружает ее, - фон, подставку и освещение.
Школа Икенобо входит в тройку самых влиятельных в Японии. Она является хранительницей самого древнего стиля - рикка. Для композиций этого стиля используют глубокие вазы с расширенной горловиной. Растения в композиции стиля рикка не опираются о стенки вазы, а выходят из воды одним пучком, как будто на едином вертикальном стволе высотой 15 см.
В противовес тяжелой композиции рикка в начале XVIII столетия создается стиль сека - это асимметричная трехлинейная композиция, наиболее полно выражающая японское понятие красоты природы. Цветы ставят как в низкие, так и в высокие вазы. Главные и дополнительные элементы расставляют в вазе так, чтобы они выходили из нее вверх вместе, образуя один ствол высотой 8-10 см. Для крепления растений используют деревянную развилку (матаджи) или металлический держатель (кензан).
В конце XIX в. в национальной культуре, экономике, искусстве Японии произошли крупные перемены. Был положен конец многовековой изоляции страны от всего мира. Тогда и возникла школа Охара. Усином Охара было создано совершенно новое направление - морибана (цветы, нагроможденные в вазах). Морибана дала возможность отображать природу и природный ландшафт в сосуде с водой. Композиция устанавливается в низких вазах (широкие блюда, подносы, мелкие миски). Для крепления растений здесь требуется совсем другой держатель - с открытыми гнездами (сиппо).
В композициях в высоких вазах с узкой горловиной (направление “хейка” или “нагаире”) растения опираются о края вазы.
В композициях любого стиля создается основа из трех элементов: первый - господствующий, второй - второстепенный, третий - дополняющий. Кроме основных элементов обязательно должны быть наполнители, которые насыщают пространство.
В 1936 г. японский художник Софу Тэсигахара вместе с известными мастерами икебаны сформулировал принципы "Новой икебаны". Он отверг устоявшиеся канонизированные формы, расширил ассортимент используемых растений и сосудов. Софу впервые за всю историю икебаны начал использовать для создания композиций перья, камни, бумагу, проволоку, пластик, металл и т.п. Особенностью этой школы является то, что каждый может составить композицию в любое время, в любом сосуде и из любого материала.
"В глубине нашего сознания всегда присутствует стремление к самовыражению в творчестве. Это достигается с помощью раскрепощения и свободы мышления", - Так считал Софу Тэсигахара. Он основал самую популярную на сегодняшний день японскую школу аранжировки цветов Согэцу (школе всего 70 лет).
Сделав икебану свободным искусством, упразднив многие запреты и строгие правила классики, мастер помог приобщиться к процессу творчества тем, кто боялся нарушать многовековые традиции, к которым у японцев благоговейное отношение.
Статьи по теме
Искусство эпохи палеолита
Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных.
Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину. Самый знамениты ...
Алфавитная расстановка библиографических записей в систематическом каталоге
Существуют общие правила алфавитной расстановки библиографических записей. В каждом делении СК они прежде всего делятся на группы.
В пределах каждой группы также имеется определенный порядок: полные собрания сочинений, собрания сочинений ...
История вопроса
Культура речи как особая область языкознания складывалась постепенно. Нормы русского языка древнейшей поры формировались в Киевской Руси под влиянием устной поэзии и церковно-славянского языка. Древние рукописные и последующие печатные кн ...