Искусство Византии первой половины XIII века

Материалы » Искусство Византии первой половины XIII века

Страница 1

13 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами, участниками Четвертого крестового похода. Император и его двор бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 году.

Впервые пал гордый, считавшийся охраняемым богом город, основанный Константином Великим. Невиданный трехдневный грабеж превратил его из богатого и процветающего в опустевший и разоренный. Громадные пожары уничтожили центральные кварталы столицы. Пожары с небольшими перерывами длились в течение нескольких месяцев. Это вызвало упадок и даже прекращение некоторых видов ремесел, чьи секреты были известны только константинопольским мастерам. Вступившие в город крестоносцы оскверняли царские могилы, разрушали православные храмы, античные статуи, украшавшие город, вывозили к себе на родину памятники искусства.

Историк Никита Хониат, свидетель грабежа, оставил нам неполный перечень уничтоженных памятников. Колоссальная статуя Геры, стоявшая на форуме, была переплавлена латинянами на монету. Статуя Париса сброшена ими в море. Более всего увозили из Константинополя венецианцы, стремившиеся украсить константинопольскими святынями свой город. Особенно ценили крестоносцы мощи святых, которых до тех пор в Европе было очень мало. Они, в драгоценных и разнообразных византийских реликвариях, теперь наполнили собой ризницы европейских соборов.

На развалинах Византийской империи образовались новые латинские государства. Земли Византии были разделены между венецианцами, генуэзцами и другими участниками крестового похода (французскими и фламандскими рыцарями, немцами, англичанами, венграми). Однако в течение нескольких десятков лет латинского господства произведения византийского искусства продолжали все же создаваться.

Конечно, в самом Константинополе не было создано памятников монументальной живописи. Но о творчестве художников рафинированной столичной школы свидетельствуют росписи сербской церкви Успения в селе Милешево, выполненные в 1234–1237 годах. Фрески были созданы константинопольскими мастерами по заказу сербского короля Владислава. Около фигуры святого Димитрия на стене храма художники оставили нам свои имена. Их звали Димитрий, Георгий и Феодор. Может быть, они были сербами, но несомненно учившимися на константинопольских образцах. Сам король Владислав изображен ими дважды – на северной стене нар-текса и на южной стене храма. В обоих случаях он держит модель церкви в руках. Портрет его на южной стене более интимный. Лицо окрашено светло-розовым тоном, сильно отличающим его от сумрачной охры, покрывающей лики святых.

Лица всех святых в храме в Милешево наделены индивидуальными характеристиками. Особенно выразительны изображения апостолов, помещенные в чередующиеся (на арках) красные и синие медальоны. Многим композициям – таким, как «Сретение», «Снятие с креста», «Жены мироносицы у гроба», – свойственна особая гармоничность и стройность построения. Живопись Милешево вообще отличается монументальным и декоративным характером. В главных сценах фоны были покрыты тонкими золотыми листами с целью придать фрескам особый блеск и приблизить их по яркости к мозаикам.

Фрески нартекста более аскетичны по своему характеру, их цвет сдержаннее и приглушеннее. Все фигуры помещены на синем фоне. Их, очевидно, выполнили художники другого, монастырского направления. Многофигурная фреска «Страшного суда» была создана, однако, еще позднее, после 1243 года, когда храм превратился в усыпальницу и когда здесь похоронили основателя сербской независимой церкви св. Савву, а затем и самого короля Владислава.

Росписи церкви св. Софии в Трапезунде, относящиеся к первой половине XIII века, отличаются тщательной манерой письма, звучностью колорита. Персонажи в широких одеяниях представлены в сильном движении. В повествовательных композициях отсутствуют сложные архитектурные или пейзажные фоны. В расположении евангельских сцен четко подчеркнуты регистры. Эти росписи представляют скорее консервативную линию в развитии византийского монументального искусства, так как в них продолжены художественные принципы живописи XII века.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Пирамиды фараонов III династии
Пирамида Хабы Пирамида находится в Завиет-эль-Эриане. Автором ее считается Хаба- предпоследний фараон III династии. Пирамида Хабы крупнее пирамиды Сехемхета- фараона IДинастии, и в отличие от последней, она сохранилась немного лучше. (Пр ...

О чем может рассказать костюм? Символика костюма
Характеристика психологическая - это передача свойств характера персонажа: доброты скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т.д.; - или передача душевного состояния или настроения. Не может быть, чтобы характер ч ...

Влияние науки на духовное развитие человека
На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация