Новое царство. Амарнский период. XIV в. до н. э

Материалы » Искусство древнего Египта » Новое царство. Амарнский период. XIV в. до н. э

Рельефы в заупокойных и солнечных храмах V-VT ди­настий являются крайне важным материалом для оценки искусства Древнего царства. Чтобы представить себе все значение этих произведений, достаточно указать, что толь­ко в пирамидном ансамбле Сахура цветные рельефы зани­мали 10 000 квадратных метров площади. Стены залов, мо­лелен ж коридоров были точно сплошь завешаны гигантскиг ми картинами, разделенными цветными обрамлениями. На светлом голубовато-сером фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые женщин, белизна одежд, зелень нильских зарослей, голубая вода реки с черными зигзагами струй, красный парус большой ладьи, усеянный желтыми розетками и звездами. Нижнюю часть стен, окра­шенную в черный цвет, отделяли от рельефов чередовав­шимися красными, желтыми и черными полосами.

Тематика рельефов в царских пирамидных ансамблях определялась их назначением: следовало прославлять фа­раона как сына бога и могучего владыку, а также воспро­извести все то, что могло обеспечить ему посмертное благо­получие. Отсюда становится понятным наличие изображе­ний богинь, кормящих царя грудью, царя среди богов, далее — сцен битв, привода пленных и добычи, удачных охот и, наконец, принесения даров и жертв для загробного существования фараона и совершения различных заупо­койных обрядов.

В соответствии с назначением рельефов, главным дей­ствующим лицом в каждой композиции являлся фараон, которого, как и богов, изображали выше человеческого рос­та. Поэтому цари и божества сразу же привлекали внима­ние, намного превосходя размерами все остальные фигуры.

Причиной появления некоторых новых сюжетов были изменения в ремесле и сельском хозяйстве. Мы видим теперь, как раздувают горн ножными мехами, изготавлива­ют колесницы, новые образцы керамики и торевтики, ткут на вертикальном ткацком станке. На сценах пахоты мы видим новый плуг.Использование лошади как средства передвижения также вызвало появление новых эпизодов (охота на колесницах).

Рассмотрим геометрические особенности древнеегипет­ской живописи и рельефа, связанные со стремлением пере­дать зрителю геометрию объективного пространства на плос­кости, в следующем порядке: 1 — использование метода ортогональных проекций; 2 — условно-чертежные приемы: а) условные повороты плоскостей изображения, б) разре­зы, в) разномасштабность, г) сдвиги; 3 — знаковый харак­тер изображений.

Статьи по теме

Гератская и Тебризская школы
В XV веке крупнейшим центром искусства книги на Среднем Востоке был Герат. Его правители имели прекрасную библиотеку-мастерскую, в которой переписывались и иллюстрировались новые манускрипты. Их создавали прославленные каллиграфы и живопи ...

Дворец царей
Самое обширное пространство на акрополе Матерь-города должен был занимать дворец. Цари Атлантиды, их многочисленные родственники и прямые потомки быстро увеличивались численно. Детям Посейдона нужно было достойное место для жизни. Каждый ...

Нидерландская живопись XVI в
В нидерландском искусстве первой половины XVI в. происходил процесс полного освобождения от принципов средневекового искусства. Среди нидерландских художников этого времени, сохранивших связь с национальной реалистической традицией, наибо ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация