Скульптура Древнего Царства

Материалы » Искусство древнего Египта » Скульптура Древнего Царства

От времени Древнего царства сохранилось очень много разнообразных статуй. Некоторые из них были найдены при раскопках храмов. Однако подавляющее число скульптур происходит из заупокойных сооружений — цар­ских пирамидных храмов и гробниц знати. Все эти статуи также предназначались для культовых целей, не всегда еще нам известных с достаточной определенностью.

Наряду со статуями царей, богов и вельмож, от време­ни Древнего царства, как и от предыдущего периода, до­шли статуи и статуэтки связанных пленных иноземцев, применявшиеся во время отдельных обрядов, статуэтки детей и женщин . слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы вельмож для обслуживания их в загробном мире.

Таким образом, скульптура Древнего царства в основном сохраняет то же назначение, которое она имела в предше­ствующий период, однако в пределах почти каждого круга скульптур наблюдается определенное развитие. Значительно расширяется иконография культовых статуй: появляются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного или Северного Египта; сидящего в таком же одея­нии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.

Статуи вельмож следуют основным типам царских ста­туй: наряду с существовавшими ранее сидящими фигура­ми, появляются и стоящие скульптурные группы супру­жеских пар.

Прекрасное владение обработкой камня позволило шире использовать камень и для скульптур. До нас дошли ста­туи из красного и черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка, песчаника.

Наряду с каменными скульптурами имелись деревян­ные, что, по-видимому, было связано с их использовани­ем при некоторых обрядах.

Естественно, что для этого нужны были лег­кие деревянные скульптуры. Думается, что именно этим и объясняется наличие деревянных скульптур в гробни­цах некоторых лиц, принадлежавших к высшей знати и имевших все возможности поставить в свою гробницу ка­менную статую. Не случайно, что все деревянные статуи были приблизительно одного размера, очень удобного для совершения указанного обряда, — около одного метра в высоту.

Статуи изготовлялись также из металла. Нам известны только две скульптуры из меди. Вероятно, такие ста­туи высоко ценились из-за технических трудностей изго­товления и были достаточно редки. Следует учитывать, конечно, и тот факт, что медь сохраняется гораздо хуже других материалов.

Для мелкой пластики широко использовали кость, фа­янс, реже — дерево и камень.

При всем возросшем, по сравнению с предшествую­щим периодом, разнообразии поз скульптур царей и зна­ти Древнего царства они все же достаточно ограничены, причем для всех положений равно характерны неподвиж­ность и покой, что достигалось строгим соблюдением фрон­тальности и симметричности в построении фигуры. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, в руках по­чти одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур были окрашены в красновато-кирпичный цвет, женских — в желтый, волосы у всех были черные, одежды — белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной мо­лельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высече­ны.

Единство изобразительных средств культовой скульп­туры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Приподнятость образа под­черкивала высокое социальное положение изображенного человека. В то же время культовый характер статуй де­лал чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы, причем последние к тому же были ограничены подчас и структурой помещения. Все это в ито­ге длительного воспроизведения одних и тех же образцов привело к сложению ряда обязательных для скульптуры канонов.

Однако эти каноны касались в основном только трак­товки туловища статуй, при передаче же лица перед масте­ром вставало иное требование, также вытекавшее из назна­чения памятника. Статуе необходимо было придать сход­ство с умершим человеком, поскольку считалось, что она должна была служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в Древнем царстве возникает одно из важней­ших достижений древнеегипетского искусства — скульп­турный портрет.

Появление портрета, расширение иконографии, возрос­шее разнообразие используемых материалов, общий рост ма­стерства резко отличают скульптуры Древнего царства от произведений предыдущего периода.

Статьи по теме

Развитие иконописи в Невьянске
За 300 лет сюда не могли не проникнуть новгородские, северные, а затем московские и поволжские иконы. Конкретно сказать об этом в настоящее время весьма непросто: первые иконостасы не уцелели, исчезло большинство документов, хранивших ист ...

Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг
Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. ...

Советская культура 80-х годов XX века
Восьмидесятые годы — время сосредоточения худо­жественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеоб­щего греха, плахи заставляет художников прибегать к та­ким формам художественно -образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очер ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация