Оформители книг

Материалы » Иллюстрации в древневековых книгах » Оформители книг

Страница 1

Еще в эпоху каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры - книжной иллюстрации. Слово миниатюра происходит от латинского названия киновари - красной краски (лат. minium), которой было принято выделять начало текста. Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Потому школ миниатюры не сложилось, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях. А в конце VIII века под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. Именно здесь в 781-789 годах по заказу Карла Великого мастер Годескальк выполнил особое Евангелие (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.2), где увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 году и крещение его сына Пипина папой Адрианом I. На пурпурном фоне пергамена мастер четко вывел золотые и серебряные буквы, которые символизируют красоту небес и вечной жизни.

Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие специалисты - миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Миниатор (лат. minium - сурик, красная краска) - художник, рисовавший цветные иллюстрации, миниатюры, инициалы; заголовки, отдельные строки - «рубрики» и т.п., - раскрашивал красным рубрикатор (лат. ruber - красный). Иногда инициал или миниатюру иллюминировали сусальным золотом. Мастерами оформления сначала были монахи, но с ХIII-ХIVв. все чаще этим стали заниматься художники-миряне, работавшие в монастырских скрипториях бок о бок с писцами, или scriptores, также обычно монахами.

Миниатюристы оформляли огромное количество манускриптов, необходимых для совершения литургической службы, богословских штудий или индивидуальной религиозной практики, равно как и многих других книг, составлявших книжность той эпохи, включая светские сочинения античных авторов. Хотя в период позднего Средневековья и Возрождения книги по-прежнему производились в монастырях и обителях (особенно активными книгопроизводителями в XV веке стали картузианцы и Братия Общинной Жизни в Нидерландах), миниатюристы к этому времени уже превратились в мирских профессионалов-ремесленников, работавших в своих ателье с помощью помощников и подмастерьев. В действительности, профессиональные наемные миниатюристы из мирян появились уже в XI-XII веках, и светских художников часто приглашали в монастыри на короткий срок для выполнения той или иной работы.

Большинство светских художников позднего Средневековья работало только в области книжного иллюстрирования, но некоторые занимались и миниатюрой, и полномасштабной фресковой и станковой живописью. Иллюстраторы обычно принадлежали либо к гильдии художников, либо к гильдиям, вовлеченным в книготорговлю: писателям, переплетчикам, книгопродавцам и т.д. – гильдейская принадлежность художников-иллюстраторов варьировалась от города к городу. Вплоть до позднего Средневековья большинство иллюстраторов оставалось безвестным. Хотя писцы стали ставить подписи под своей работой уже в 586г. (этим годом датируются знаменитые Евангелия Рабулы), до VIII или IX века мы не располагаем ни одной подписью иллюстратора. Несмотря на то, что отсутствие подписей художников может объясняться тем, что в некоторых случаях писец и иллюстратор были одним и тем же лицом, как в случае с Линдисфарнскими Евангелиями, изготовленными епископом Эадфритом в 716г., подписи иллюстраторов встречаются нечасто до самого конца Средних веков. Только по мере постепенного возвышения статуса художника от простого ремесленника до признанного артиста в иллюстраторах стало пробуждаться самосознание. Помимо все возрастающего числа подписей, с XII века все более частыми становятся автопортреты иллюстраторов.

С XIII века увеличившееся количество сохранившейся документации, в основном юридического характера, снабжает нас дополнительной информацией о светских художниках. Особенно хорошо документирована деятельность городских иллюстраторов. Университетские города, такие как Болонья, Париж, Оксфорд, Кембридж играли в этом отношении очень важную роль, будучи основными центрами производства и продажи книг.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Город атлантов - миф или реальность
Попробуем в завершение представить Матерь-город атлантов. Он подробно обрисован Платоном. Найти его следы, кольцевые каналы и мощные стены на острове Стронге-ле, не представляется возможным в связи с разрушением середины острова. Безмерна ...

Русская иконопись в послепетровской России
Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие слав ...

Типология знаковых систем культуры
Говорить о семиотике культуры – значит говорить о культуре как о знаковой системе, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, уметь устанав ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация