П. Федотов

Материалы » Живопись 30—50-х годов XIX века » П. Федотов

Страница 3

Но чем больше раскрывался перед художником страшный мир, тем все более разрушалась эта гармония и красота. В поздних вещах Федотова человек и окружающая действительность становятся зловещими; они деформируются. Живопись Федотова оказывается все более экспрессивной. Художник растворяет образы в среде, а среда делается носителем определенного чувства. Предметы становятся одухотворенными. Они словно тоже чувствуют и воспринимают все эти трудные коллизии окружающей жизни.

В поздних картинах Федотова сатирическое начало отсутствует. Во «Вдовушке» художник переходит от сатиры к трагедии. Но в живописной системе он еще хранит черты предшествующей поры. А в картинах «Анкор, еще анкор!» и «Игроки» все особенности поздней федотовской живописи проявляются в полную меру.

В картине «Анкор, еще анкор!», взяв за основу самый простой и незамысловатый сюжет, сохранив элементы смешного только в названии (повторение одного и того же слова по-русски и по-французски), Федотов возводит ничего не значащий мотив до высокообобщенного образа, исполненного большого содержания, проникнутого активным чувством, несущего в себе заряд напряженной экспрессии. В отличие от предшествующих произведений Федотова, где внешняя канва сюжета была адекватной характеру образа, в этой картине заметно решительное несовпадение того и другого. Малое событие под кистью художника становится своего рода символом. Язык живописи приобретает черты метафоричности, прежде мало заметной у Федотова, а теперь составляющей важную сторону всей его образной системы. Метафора заключена уже в том, что в картине ничего не происходит. Эта бессобытийность становится эквивалентом неподвижности, закоснелости жизни, того оцепенения, в котором находятся персонажи картины. Движение замкнуто стенами комнаты. Прыжки пуделя под монотонные слова офицера, обозначенные в названии, как маятник, отсчитывают бесконечно текущее время. Идея бессмысленности такого бытия как бы разлита по всей картине, входит в ее плоть и кровь, разрастаясь, становясь символом. Этот символ удушья Федотов стал привлекать тонким мастерством своих миниатюрных портретов и особенно поздними живописными произведениями, их драматизмом, метафоричностью художественной речи, своеобразной символичностью образного строя.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме

Народная иконопись
Однако, в условиях слабого надзора за иконописцами со стороны церкви в огромных сибирских просторах появились самые причудливые по сюжетам, манере и технологии произведения, так называемые «краснушки», «чернушки», полосатые, щепные иконы. ...

Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг
Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. ...

Советская культура в период "оттепели" и "застоя"
Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе п ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация