Скульптура Раннего Царства

Материалы » Искусство древнего Египта » Скульптура Раннего Царства

Переходя к рассмотрению скульптур Раннего царства, следует отметить, что почти все они найдены не в гробни­цах, а в храмах, в особых тайниках, куда жрецы периоди­чески убирали памятники, которые были уже достаточно давно посвящены в храм. Возможно, что в тайники прятали и такие предметы, которые по своему ритуальному назначе­нию не могли быть доступны для обозрения. Естественно поэтому, что в одном помещении оказывались вещи, создан­ные в разное время, на протяжении нескольких веков.

Статуи царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, ко­торое они носили во время этого праздника. Скульптуры пленных иноземцев. либо заменяли живых пленных, либо ставились в храм в память ритуалов. Некоторые же фигурки пленных явля­лись подставками, частями посохов или мебели; даже кам­ни, служившие опорой для двери храма или молельни, оформлялись иногда в виде фигуры связанного в мучи­тельной позе пленного врага.

Многие статуэтки дарились храму с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство бо­жества. К таким памятникам относятся найденные в тай­никах скульптуры знатных лиц. Статуэтки детей и жен­щин с детьми на руках посвящали с молениями о дарова­нии потомства.

В тайниках храмов были найдены и скульптуры жи­вотных — львов, гиппопотамов, крокодилов, антилоп, обе­зьян, собак и других, а также птиц.

Статуи царей и вельмож также имели определенное культовое назначение и, следовательно, должны были от­вечать ряду соответствующих требований. Так, в создании типа сидящей статуи большую роль сыграли статуи царей, предназначавшиеся для праздника хеб-сед. Не случайно все дошедшие до нас царские статуи и статуэтки Раннего царства были, несомненно, связаны с этим праздником. Поскольку в далекой древности под шатром действительно сажали укутанный в особый саван труп убитого предводи­теля племени, естественно, что впоследствии, при смягче­нии обряда, статуя, заменявшая труп, должна была изоб­ражать именно сидящего царя.

В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием поло­жений, а часто и лучшей трактовкой.

Это вполне понятно, так как здесь скульптор не был связан требованиями канона и неред ним стояли совсем иные задачи. Уже самая необходимость изобразить челове­ка связанным или несущим какой-нибудь предмет застав­ляла мастеров искать новые положения для фигур, а тре­бование отразить этнические особенности привлекало вни­мание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела.

Важнейшими явлениями в развитии изобразительного искусства было сложение ряда канонов как в скульптуре, так и в рельефе, создание монументальных каменных статуй и овладение пропорциями в передаче фигу

Статьи по теме

Костюм – как знак и символ в истории культуры
Уже на заре человечества был создан первый покров – одежда или костюм – для защиты тела от холода и помощи в борьбе за выживание. Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, с ...

Соотношение культуры и религии
Религия – духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Она создаёт иерархию ценностей, на вершине которой стоит бог, и все остальные ценности как бы выводятся из Божественного промысла. Тем самым религия способна подчинить и объеди ...

Жанровое разнообразие Египетской литературы
Египетская письменность — одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне писали иеро­глифами и иератикой. В VШ в. до н. э. появилось еще одно — сложное и трудное демотическое письмо. Египетская литература, являющаяс ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация