Иконография Екатерины II в миниатюрных портретах

Материалы » Иконография Екатерины II » Иконография Екатерины II в миниатюрных портретах

Страница 2

Рассматривая данный портрет, уместно обратиться к истории царствования Екатерины II.

Известно, что Екатерина пользовалась славой просвещенной монархини, она считала себя ученицей Вольтера, Монтескье и Дидро. Русская императрица, взойдя на престол, полагала, что сможет хотя бы частично воплотить их идеи в жизнь.

В 1766 году Екатерина II издала Манифест о созыве Комиссии об Уложении - собрании выборных представителей разных сословий - для выработки нового свода законов, который отразил бы интересы всех ее подданных.

К первому собранию депутатов императрица написала "Наказ", декларирующий равенство граждан перед законом, гласность суда, общественное просвещение. Однако суть "Наказа" не соответствовала психологии русского общества. Императрица натолкнулась на сопротивление дворянства, не позволившего ей изменить существующие крепостнические порядки. Почувствовав угрозу своей власти, императрица отказалась от этих прогрессивных идей.

Эта миниатюра прямоугольной формы, с медным обрамлением в виде лавровых ветвей, верх которого венчает украшение, напоминающее российский герб с изображенным двуглавым орлом. По своему содержанию это сюжетная картина, восходящая к так называемому «кабинетному» портрету, показывающему портретируемого за определенным занятием в тиши рабочего кабинета.

На рассматриваемой миниатюре императрица, представлена в своем рабочем кабинете, занимающаяся составлением «Наказа» - свода российских законов. Атрибуты императорской власти отложены в сторону, все внимание царствующей особы сосредоточено на правке начертанного проекта.

Серебряное платье Екатерины имеет меховую отделку, что характерно для изображения кабинетных портретов государственных деятелей.

На рабочем столе императрицы, помимо книг стоит бюст Петра I. Екатерина как бы советуется с Петром, продолжая реализовывать его великие замыслы во славу российского государства.

В истории императорского портрета это первое произведение, где образ царствующего монарха представлен не отвлеченно величественным, как на официальных парадных портретах, не возвышенным покровителем мифологических муз, а государственным деятелем, занятым законотворчеством.

Русская портретная живопись в XVIII веке развивалась в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями сменявших друг друга барокко, рококо, классицизма, а в последнее десятилетие XVIII века с параллельными им явлениями сентиментализма с одновременным появлением реалистических тенденций.

Иконография Екатерины II в русском искусстве XVIII века представлена двумя основными линиями развития портретного жанра.

Основная линия представлена произведениями русских художников А. Антропова, И. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, М. Шибанова, а так же миниатюрами И. Чернова, И. Пескорского, П. Жаркова .

Другая линия - «россика», представлена произведениями француза Л. Каравака, немецкого художника Г.-Х Гроота, итальянцев П. Ротари и С. Торелли, австрийца И.-Б Лампи, датчанина В. Эриксена, шведа А. Рослина.

Портретируя Екатерину II, и живописцы «россики» и русские живописцы выполняли официальные заказы и не в полной мере могли отобразить духовные качества модели. Однако в портретах русских художников более ярко проявляется индивидуальность образа.

Достаточно сравнить два коронационных портрета Екатерины II С. Торелли (ГРМ, между 1763 и 1766) и И. Аргунова ( ГРМ, 1762 г). Оба полотна выполнены со всеми необходимыми атрибутами, присущими парадному императорскому портрету, они изысканы, красивы и торжественны, но от портрета С. Торелии веет какой - то скованностью и официальной неприступностью, а на портрете И. Аргунова императрица - молодая, красивая женщина, которой царское облачение и регалии, не мешают приветливо улыбаться зрителю.

Русские художники сумели придать определенные индивидуальные черты, даже тем императорским изображениям, которые они копировали с портретов, выполненных иностранцами.

А. Антропов, создавая копии портрета Екатерины II ( 1753г., ГРМ) с оригинала Г.-Х Гроота и с уже вышеупомянутого коронационного портрета Екатерины II ( 1766 г., ГРМ) работы С. Торелли, по-своему выбирая их колористическое решение, лишает модели холодности и придает им больше естественности. Изображение великой княгини Екатерины Алексеевны у Гроота выглядит несколько утонченно. У Антропова, благодаря применению более сочного цветового колорита и немного размытого общего фона портрета, Екатерина предстает перед зрителем молодой, цветущей девушкой, какой и подобает быть жене наследника русского престола.

Копируя коронационный портрет Екатерины II с оригинала С. Торелии, Антропов так же меняет колористическое решение фона портрета, делая его спокойнее, теплее, без ярких пятен, что несколько смягчает его официальность и холодность.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура,искусство
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч ...

«Демониана» Врубеля
Как ни велико значение «Демона сидящего» для самого М.Врубеля – это для него лишь преддверие, предчувствие Демона настоящего. Это полотно стало только началом работы Врубеля над его «Демонианой». Хотя задуманная тетралогия так и не был на ...

Изобразительное искусство
Термин реализм в применении к художественному творчеству вошел в обиход только в XIX в. Именно тогда в ряде европейских стран впервые появляется стремление объективно и правдиво изображать действительность. Начало реалистическому направле ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация