Жизненный круг семьи

Материалы » Из истории русской крестьянской семьи » Жизненный круг семьи

Страница 6

Любовь после свадьбы естественным образом перерождалась, становилась качественно иной, менее уязви­мой и более основательной. С непостижимой небесной вы­соты романтическое чувство как бы срывалось вниз, падало на жесткую землю, но брачное ложе, предусмотрительно припасенное жизнью, смягчало этот удар.

Рождение детей почти всегда окончательно рассеивало возвышенно-романтическую дымку. Жалость (любовь) суп­ругов друг к другу становилась грубее, но и глубже, она скреплялась общей ответственностью за судьбу детей и об­щей любовью к ним. Иногда, правда, и после рождения детей супруги сохраняли какие-то по-юношески возвышенные отношения, что не осуждалось, но и не очень-то по­ощрялось общественным мнением.

Семья без детей — не семья. Жизнь без детей — не жизнь.

Если через год после свадьбы в избе все еще не скрипит очеп и не качается драночная зыбка, изба считается несча­стливой. Свадьбу в таких обстоятельствах вспоминают с не­кой горечью, а то стараются поскорее забыть о ней.

Бездет­ность — величайшее несчастье, влекущее за собой прини­женность женщины, фальшивые отношения, грубость мужчины, супружескую неверность и т. д. и т. п. Бездет­ность расстраивает весь жизненный лад и сбивает с ритма, одна неестественность порождает другую, и понемногу в до­ме воцаряется зло. Тем не менее бездетные семьи разруша­лись отнюдь не всегда. Супруги, чтя святость брачных отношений, либо брали детей «в примы» (сирот или от дальних многодетных родственников), либо мужественно несли «свой креста, привыкая к тяжкой и одинокой доле.

И опять между порой расцвета всех сил человеческих и порою преклонных лет не существует резкой границы . Плавно, постепенно, совсем незаметно человек приближает­ся к своей старости.

Годы зрелости самые многочисленные, но они пролетают стремительней, чем годы, например, детства или старости.

В нормальной крестьянской семье все дети рождались по преимуществу в первые десять-пятнадцать лет брачной жизни. Погодками назывались рождаемые через год. Таким образом, даже в многодетной семье, где было десять-две­надцать детей, при рождении последнего первый или самый старший еще не выходил из отрочества. Это было важно, так как беременность при взрослом, все понимающем сыне или дочери была не очень-то и уместна. И хотя напрямую никто не осуждал родителей за рождение неожиданного «заскребыша», супруги — с возмужанием своего первенца и взрослением старших — уже не стремились к брачному ложу . К ним как бы понемногу возвращалось юношеское целомудрие.

Преклонный возраст знаменовало не только это. Само поведение человека меняется вместе со взрослени­ем детей, хотя до физическою старения еще весьма далеко. Еще девичий румянец во время праздничного застолья разливается по материнскому лицу, но, глядя на дочь-невесту, невозможно плясать по-старому. Отцу, которому едва исполнилось сорок, еще хочется всерьез побороться или поиграть в бабки, но делать это всерьез он никогда не будет, поскольку это всерьез делают уже его сыновья.

Любовь к жене или к мужу понемногу утрачивает то, что было уместно или необходимо в молодости, но приобретает нечто новое, неожиданное для обоих супругов: нежность, привязанность, боязнь друг за друга. Все это тщательно упрятывается под внешней грубоватостью и показным рав­нодушием. Супруги даже слегка поругиваются, и посто­роннему не всегда понятна суть их истинных отношений. Только самые болтливые и простоватые выкладывали в раз­говорах всю семейную подноготную. Они частенько проби­рали свою «половину», но это было в общем-то безобидно. Самоирония и шутка выручали людей в таком возрасте, защищая их семейные дела от неосторожных влияний. «Спим-то вместе, а деньги поврозь»,— с серьезным видом говорит иной муж про свои отношения с женой. Разумеется, все обстоит как раз наоборот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme - новейший, современный). В теоретическом плане модернизм ...

Цветовая гамма вышитых картин
Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным ...

Искусство Нидерландов XV в
Проблема изучения нидерландской живописи. Основной источник ее изучения — "Книга о художниках" (1604 г.) Карела ван Мандера. Творчество братьев Губерта и Яна ван Эйков. Связь с традицией фламандской и бургундской миниатюры. &qu ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация