Жизненный круг семьи

Материалы » Из истории русской крестьянской семьи » Жизненный круг семьи

Страница 5

Послесвадебное время не только самое интересное, но и самое опасное для новой семьи. Выражения «сглазить» или «испортить» считаются в образованном мире принад­лежностью суеверия.

Но дело тут не в «черной магии».

Первые нити еще не окрепших супружеских связей легче всего оборвать одним недобрым словом или злым, пренебре­жительным взглядом.

Психологическое вживание невесты в мир теперь уже не чужой семьи проходило не всегда быст­ро и гладко. Привычки, особенности, порядки хоть и осно­ваны на общей традиции, но разны во всех семьях, во всех домах. У одних, например, пекут рогульки тоненькие, у дру­гих любят толстые, в этом доме дрова пилят одной длины, а в том — другой, потому что печи разные сбиты, а печи разные, потому что мастера неодинаковые, и т. д. Молодой женщине, привыкшей к девичьей свободе, к родительской заботе и ласке, нелегко вступать в новую жизнь в новой семье. Об этом в народе слагали несчетные песни:

Ты зайдешь черту невозвратную,

Из черты назад не возвратишься.

В девичий наряд не нарядишься.

Не цветут цветы после осени,

Не растет трава зимой по снегу,

Не бывать молоде в красных девицах.

Равноправие, а иногда и превосходство женщины в семье были обусловлены экономическими и нравственны­ми потребностями русского народного быта. Какой смысл для главы семейства бить жену или держать в страхе всех домочадцев? Только испорченный, глупый, без царя в го­лове мужичонка допускал такие действия. И если природ­ная глупость хоть и с усмешкой, но все же прощалась, то благоприобретенная глупость (самодурство) беспощад­но высмеивалась. Худая слава семейного самодура, по­добно славе девичьего бесчестия, тоже бежала далеко «впереди саней».

Авторитет главы семейства держался не на страхе, а на совести членов семьи. Для поддержания такого авторитета нужно было уважение, а не страх. Такое уважение заслужи­валось только личным примером: трудолюбием, справедли­востью, добротой, последовательностью. Если вспомним еще о кровном родстве, родительской и детской любви, то станет ясно, почему «боялись» младшие старших. «Боязнь» эта даже у детей исходила не от страха физической распра­вы или вообще наказания, а от стыда, от муки совести.

В хорошей семье один осуждающий отцовский взгляд за­ставлял домочадцев трепетать, тогда как в другой розги, ремень или просто кулаки воспринимались вполне равно­душно. Больше того, там, где господствовала грубая физи­ческая сила и страх физической боли, там процветали об­ман, тайная насмешка над старшими и другие пороки.

Главенство от отца к старшему сыну переходило не сразу, а по мере старения отца и накопления у сына хозяйственного опыта. Оно как бы понемногу соскальзывает, переливается от поколения к поколению, ведь номинально главой семейства считается дед, отец отца, но всем, в том числе и деду, ясно, что он уже не глава. По традиции на семейных советах деду принадлежит еще первое слово, но оно уже скорей совещательное, чем решающее, и он не видит в этом обиды. Отец хозяина и сын наглядно как бы разделяют суть старшинства: одному предоставлена форма главенства, другому содержание. И все это понемногу сдви­гается.

То же самое происходит на женской «половине» дома. Молодая хозяйка с годами становилась главной «у печи», а значит, и большухой. Это происходило естественно, по­скольку свекровь старела и таскать ведра скотине, месить хлебы сама уже не всегда и могла. А раз ты хлеб месишь, то и ключ от мучного ларя у тебя, если ты корову доишь, то и молоко разливать, и масло пахтать, и взаймы давать при­ходится не свекрови, а тебе. У кого лучше пироги получают­ся, у того и старшинство.

Супружеская верность служила основанием и супруже­ской любви, и всему семейному благополучию. Жены в крестьянских семействах плакали, когда мужья ревновали, ревность означала недоверие. Считалось, что если не верит, то и не жалеет, не любит. Оттого и плакали, что не любит, а не потому, что ревнует.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Падуанская школа XV век
Падуанские мастера преклонялись перед античным искусством. Падуя расположена на севере Италии, её связи с Германией и Францией были тесными в XV веке, поэтому готические черты в искусстве раннего Возрождения вполне естественны. Крупнейший ...

Семантика цвета в слове и изображении
О цвете в средневековом искусстве существует множество исследований. В настоящем параграфе затрагиваются лишь вопросы, связанные с семантикой цвета, которые раскрывают связь между словом и изображением в лицевой рукописи. Среди иллюстрац ...

Культура России XVIII в
В XVII веке в истории России завершается период средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности – первые мануфа ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация