Таким образом, благодаря потере выстроенной всем сообществом свободы для всех, произошел «великий поворот» к новому пониманию свободы для отдельного человека. Новыми идеологами, сформулировавшими новые ценности, стали киники и стоики, чьи воззрения легли в основу римской философии.
Выразителем этих направлений в изобразительном искусстве были великие мастера IV в. до н.э. - Пракситель и Скопас.
Пракситель (около 390 - 330 гг. до н.э.) - скульптор, представитель поздней классики. Он был мастером божественных образов: «Сатир, наливающий вино», «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»), «Эрот». Наиболее известна его скульптура обнаженной Афродиты, которая получила название «Афродита Книдская». Пракситель впервые обнажил Афродиту. Только ей одной позволялось демонстрировать свою красоту без одежд. Она будто только что вышла из воды, прикрываясь руками, блестя чистотой, белизной паросского мрамора. Улыбка, волосы, взгляд, брови - превосходили все, что ваяли до этого скульпторы. В этом прелестнейшем из чудес Греции было соединение живой величавости с негой чисто южного характера.
Позднее она стала символом Книда - ее начали изображать на книдских монетах. А вифинский царь Никомед предлагал за ее уступку выплатить все государственные долги книдян.
Пракситель свои фигуры, высеченные обычно в теплом, нежно светящемся мраморе, отдавал для подцветки. Они мягко тонировались воском и оживлялись легким цветом. Одна из его работ дошла до наших дней в подлиннике. Это «Гермес с младенцем Дионисом». Утрачены только ноги и кисть руки Гермеса, державшего виноградную гроздь. Фигура овеяна атмосферой неги.
Пракситель выработал утонченный идеал красоты. Он владел виртуозной техникой обработки мрамора, благодаря которой достигал пластичности изображения и эффекта «влажного» взгляда.
Под его резцом прежде прекрасная форма искажается - страдание делает человека некрасивым, обезображивает его лицо.
Раньше греческая эстетика вообще исключала страдания. Мастера V в. до н.э., изображая чувства, сохраняли неприкосновенным лицо или незначительно искажали его черты, поднимали брови, напрягали лоб. И вот фундаментальный нравственный принцип древнегреческого искусства оказался нарушен. Теперь же страдание проникло в самую суть человеческого существа. Красота уступает место боли, боль изменяет облик человека, и из его груди вырывается стон. Знаменитая «Вакханка» (или, иначе, «Менада») - небольшая статуэтка служительницы культа Диониса - представляет Скопаса мастером новых пластических решений. Полуобнаженная, в дикой пляске фигура уже не стоит, не поворачивается, а вращается вокруг оси в стремительном, бурном движении. Вакханка охвачена страстью - разрывает на части животное, в котором видит воплощение бога. На глазах зрителя совершается кровавый ритуал, который никогда прежде в греческой скульптуре таким образом не выражался.
Скопас разработал принципы круглой скульптуры: понять идею автора можно, только обойдя «Вакханку» кругом. Не менее известны другие работы Скопаса: «Потос», «Мелеагр».
Статьи по теме
Идея свободы Греции
Свобода - доминанта греческого сознания, которая состояла в признании единства интересов сообщества, в чувстве причастности людей к нему, в сочетании разнообразия интересов и взаимной лояльности. Она появилась и нарастала в архаический пе ...
Архитектура Нового Царства XVIII—XX династии
Источником сведений о гражданской архитектуре Нового царства может служить новая столица правителя Аменхотепа IV (1400 год до н. э.) Эль-Амарна, развалины которой сохранились до наших дней. Дома простых горожан были бедными. Дом состо ...
Музыкальная культура России
В XIX веке, наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает тешили иные художественные образы. Если, например, А.С ...