Боголюбово

Материалы » Золотое кольцо России: Владимир, Суздаль, Боголюбово » Боголюбово

Страница 1

Поселок Боголюбово расположен в 14 км восточнее города Владимира, на холмистой гряде вдоль старого русла реки Клязьмы.

Основан в середине XII века князем Андреем Боголюбским как княжеская резиденция Боголюбов-город, как "пригород" стольного города Владимира. Числился городом еще в "Списке городов русских" XVI в. Состоял из южной княжеской части с белокаменным собором и двором и северной посадской. С конца XII в. княжеский замок занимал мужской монастырь.

Впоследствии Боголюбов-город превратился в село Боголюбово по обеим сторонам торговой и почтовой дороги Москва-Нижний Новгород. После 1917 г. - село в составе Владимирского уезда. С 1945 г. - центр Владимирского района. 9 марта 1960 г. Боголюбово стало рабочим поселком, с 1965 г. - в составе Суздальского района. Население - 4,5 тысячи человек. Имеется плодоовощной завод, станция Московско-Нижегородской железной дороги, женский монастырь.

В Боголюбове князь принимал зарубежных послов, здесь устанавливались торговые и политические связи с другими княжествами. Новая княжеская крепость и пышная резиденция князя не сохранились до наших дней. Сохранилась только часть древней восточной стены и лестничная башня.

Дворец, как показывают раскопки, был окружен белокаменной крепостью, удачно расположенной на берегу Клязьмы и глубокого оврага. В середине XII века (1158-1165г.) на Клязьме возник белокаменный замок, романская архитектура которого, как и его каменные укрепления были новшеством для северо-восточных земель. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался «святой шатер», поставленный на тонкие колонки.

Изяществом форм и величественностью отличался собор Боголюбского замка. Снаружи он был снабжен великолепно тесанным аттическим цоколем, слегка выступавшим по отношению к плоскости стен, и мощными пилястрами с полу колонками, опиравшимися на романские базы с угловыми рогами-грифонами. Его внутреннее пространство было понизано светом, проникавшим через узкие, но весьма удлиненные оконные проемы. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке- продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников,- бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 года в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея,- единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.

После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII веке был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX веке древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание- Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.

Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове теперь женский монастырь.

Уникальный памятник гражданского зодчества - палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Церковь сооружена в 1165 году. По воле князя Андрея Боголюбского она поставлена у слияния рек Нерли и Клязьмы- важных торговых и военных путей- и посвящена празднику Покрова Богородицы.

Церковь Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Каждый фасад украшен резьбой Скульптурный декор. В самом верху- библейский царь Давид с гуслями. Зачарованные его игрой, присмирели хищные звери. Изображения говорили об идее мира и единения под властью князя, которому «покровительствуют» небесные силы.

Чуть ниже, над окнами, помещена галерея женских головок. Их считают символами посвящения храма Богоматери. На каждом фасаде, у арки среднего окна заняли места львы- символы княжеской власти, стражи храма. Посередине высоты здание перехвачено поясом стройных колонок, резной орнамент покрывает дуги порталов.

Белокаменная облицовка холма и предполагаемая арочная галерея изменяли художественный образ церкви, сообщая ей черты царственной величественности.

Храм однажды едва не погиб от невежества и головотяпства церковников. В 1784 году его обрекли на слом ради груды камней для одной из монастырских построек.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Д.С. Лихачев: культура как историческая память
Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906-1999) - филолог, историк культуры, культуролог. Его основные труды посвящены истории русской литературы X-XVII вв., а также творчеству русских писателей: Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Лескова, ...

Философия Диогена Синопского
Вера в местных богов значительно ослабела. Под влиянием восточных религий возникли новые культы. Гражданские идеалы уступали место индивидуализму. Национальная чувствительность сменилась равнодушием, безразличным отношением к вопросам нац ...

Концепции циклического развития культуры
Одним из первых теорию циклического развития культуры разработал русский философ, представитель позднего славянофильства Н.Я. Данилевский(1822 - 1885). Он изложил свою концепцию в книге '' Россия и Европа '', опубликованной в 1871 году. И ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация