Боголюбово

Материалы » Золотое кольцо России: Владимир, Суздаль, Боголюбово » Боголюбово

Страница 1

Поселок Боголюбово расположен в 14 км восточнее города Владимира, на холмистой гряде вдоль старого русла реки Клязьмы.

Основан в середине XII века князем Андреем Боголюбским как княжеская резиденция Боголюбов-город, как "пригород" стольного города Владимира. Числился городом еще в "Списке городов русских" XVI в. Состоял из южной княжеской части с белокаменным собором и двором и северной посадской. С конца XII в. княжеский замок занимал мужской монастырь.

Впоследствии Боголюбов-город превратился в село Боголюбово по обеим сторонам торговой и почтовой дороги Москва-Нижний Новгород. После 1917 г. - село в составе Владимирского уезда. С 1945 г. - центр Владимирского района. 9 марта 1960 г. Боголюбово стало рабочим поселком, с 1965 г. - в составе Суздальского района. Население - 4,5 тысячи человек. Имеется плодоовощной завод, станция Московско-Нижегородской железной дороги, женский монастырь.

В Боголюбове князь принимал зарубежных послов, здесь устанавливались торговые и политические связи с другими княжествами. Новая княжеская крепость и пышная резиденция князя не сохранились до наших дней. Сохранилась только часть древней восточной стены и лестничная башня.

Дворец, как показывают раскопки, был окружен белокаменной крепостью, удачно расположенной на берегу Клязьмы и глубокого оврага. В середине XII века (1158-1165г.) на Клязьме возник белокаменный замок, романская архитектура которого, как и его каменные укрепления были новшеством для северо-восточных земель. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался «святой шатер», поставленный на тонкие колонки.

Изяществом форм и величественностью отличался собор Боголюбского замка. Снаружи он был снабжен великолепно тесанным аттическим цоколем, слегка выступавшим по отношению к плоскости стен, и мощными пилястрами с полу колонками, опиравшимися на романские базы с угловыми рогами-грифонами. Его внутреннее пространство было понизано светом, проникавшим через узкие, но весьма удлиненные оконные проемы. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке- продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников,- бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 года в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея,- единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.

После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII веке был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX веке древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание- Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.

Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове теперь женский монастырь.

Уникальный памятник гражданского зодчества - палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Церковь сооружена в 1165 году. По воле князя Андрея Боголюбского она поставлена у слияния рек Нерли и Клязьмы- важных торговых и военных путей- и посвящена празднику Покрова Богородицы.

Церковь Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Каждый фасад украшен резьбой Скульптурный декор. В самом верху- библейский царь Давид с гуслями. Зачарованные его игрой, присмирели хищные звери. Изображения говорили об идее мира и единения под властью князя, которому «покровительствуют» небесные силы.

Чуть ниже, над окнами, помещена галерея женских головок. Их считают символами посвящения храма Богоматери. На каждом фасаде, у арки среднего окна заняли места львы- символы княжеской власти, стражи храма. Посередине высоты здание перехвачено поясом стройных колонок, резной орнамент покрывает дуги порталов.

Белокаменная облицовка холма и предполагаемая арочная галерея изменяли художественный образ церкви, сообщая ей черты царственной величественности.

Храм однажды едва не погиб от невежества и головотяпства церковников. В 1784 году его обрекли на слом ради груды камней для одной из монастырских построек.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Мировоззрение
Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом (от лат. — человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гуман ...

Погребальный комплекс первого императора
Великим правителям прошлого, которые при жизни славились могуществом и богатством, и которым нечего было желать, поскольку у них было все, не давала покоя единственная мечта. Они мечтали быть правителями и в ином мире, куда попадает душа ...

Теории строительства египетских пирамид
Обычно все теории начинают рассматривать Большую Пирамиду Хеопса, полагая, что если найденный метод объяснит, как создавалась эта пирамида, то можно будет объяснить как создавались и все другие пирамиды в Египте. Впрочем, нет никаких дока ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация