Владимир

Материалы » Золотое кольцо России: Владимир, Суздаль, Боголюбово » Владимир

Страница 2

Величественность арочного проема и большая высота башни придавали внешнему виду сооружения характер триумфальной арки. Таким образом, Золотые ворота полностью соответствовали и второй своей функции- торжественному въезду на главную улицу Владимира.

Центром архитектурного ансамбля новой столицы Руси стал Успенский собор, заложенный по указу Андрея Боголюбского в 1158 году. Здание собора господствовало над городом. Его сверкающий купол был виден с дальних высот, поросших лесом, где проходила дорога от Мурома. Новый собор походил на могучего богатыря в золоченом шлеме, возвышающегося над Клязьмой.

Местных мастеров для постройки такого грандиозного сооружения оказалось недостаточно, и Боголюбский распорядился пригласить строителей со всех окрестных поселений. В числе мастеров по белокаменной кладке были выходцы из-за границы, с романского Запада, присланные князю Андрею императором Фридрихом Барбароссой. В Средневековье подобный сбор строителей был обычным делом.

В 1160 году Успенскому собору были пожалованы обширные земельные владения, кроме того, еще и десятая часть княжеских доходов, что ставило храм на один уровень с Десятинной церковью в Киеве.

Успенский собор оказался в эпицентре событий грозного 1238 года, когда татарские полчища двинулись на Русь. Батый начал штурм города 7 февраля 1238 года. Татары ворвались в город через проломы в крепостных стенах и смерчем пронеслись по столице. Семья великого князя вместе с кучкой бояр нашла убежище в Успенском соборе. Горожане храбро сражались, но все усилия были напрасны. Семья Юрия Всеволодовича и все остальные погибли в огне. Сам же собор устоял.

«Вокруг пылала отчая земля-

Стога, деревни, церкви и повети.

А здесь, внутри, за стенами кремля-

Не только жены, старики и дети.

Здесь, за стеною жил не только князь,

Митрополит и славный воевода,

Но древних букв затейливая вязь-

Язык, культура и душа народа…

Как мало нынче знаем мы о них,

О тех, погибших в той кровавой тризне!

Ведь в те года сгорело столько книг.

А книги- тоже продолженье жизни.»

К концу XIII века здание Успенского собора было обновлено. Его покрыли оловом и пристроили к юго-западному углу придел Пантелеймона, который впоследствии был разрушен.

Внешний вид собора постройки 1185-1189 гг. значительно отличался от первоначального. Композиция внешнего облика храма приобрела традиционную ярусность, характерную для церковных сооружений XI-XII вв.

Внутреннее пространство храма поражает высотой и обилием свободы и света. По высоте собор был равен самому крупному сооружению Древней Руси- Софийскому собору в Киеве. Зодчие, возводившие Успенский собор, сумели сделать высоту храма особенно ощутимой, усилив эффект шестью легкими стройными столбами, несущими своды собора. Глава храма имела 12 окон, из которых лился мощный поток света.

В соборе были погребены Андрей Боголюбский, его брат и наследник престола Всеволод III и другие члены княжеской семьи.

В 1189 году было восстановлено внутреннее убранство Успенского собора, в том числе и фресковая роспись. До наших дней сохранилось только несколько фрагментов, часть которых скрывает иконостас.

Годы княжения Всеволода III характеризуются всплеском народных волнений. Чтобы обезопасить себя и своих приближенных, великий князь приказал возвести в южной части Владимира каменную стену вокруг княжеских палат, создав детинец.

Именно на территории детинца был заложен дворцовый храм- Дмитриевский собор, который должен был олицетворять силу и могущество владимирского князя.

Успенский и Дмитриевский соборы стоят почти рядом друг с другом, на протяжении столетий восхищая людей своей красотой и величием. За восемь лет Дмитриевский собор пережил многое: пожары, обветшание и перестройки.

Время постройки собора специалисты приблизительно относят к 1194-1197 гг. Храм был посвящен святому великомученику Дмитрию Солунскому. В год окончания строительства собора из Фессалоник была доставлена драгоценная реликвия, икона Дмитрия Солунского, ставшая храмовым образом этого собора.

«По плановой и объемной схеме Дмитриевский собор почти полностью повторяет церковь Покрова на Нерли. Однако разница между ними очень существенная. Стройные, изящные пропорции церкви Покрова в Дмитриевском соборе сменилась спокойной и торжественной уравновешенностью. Нижняя часть Дмитриевского собора лишена скульптурного убранства, но зато выше аркатурно-колончатого пояса стены богато декорированы скульптурой. Скульптурная резьба покрывает также сам аркатурно-колончатый пояс и даже барабан купола.»

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Буддизм как основная религия Таиланда
О религии можно сказать, что в Таиланде подавляющее большинство населения королевства около 94,6 % жителей исповедуют буддизм и 4,6 % являются мусульманами — в основном это малайцы, проживающие на юге страны. Важнейший элемент духовной жи ...

Семантика цвета в слове и изображении
О цвете в средневековом искусстве существует множество исследований. В настоящем параграфе затрагиваются лишь вопросы, связанные с семантикой цвета, которые раскрывают связь между словом и изображением в лицевой рукописи. Среди иллюстрац ...

Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства
В изобразительном искусстве натюрморт – ( от франц.) nature morte – «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, т ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация