Величественность арочного проема и большая высота башни придавали внешнему виду сооружения характер триумфальной арки. Таким образом, Золотые ворота полностью соответствовали и второй своей функции- торжественному въезду на главную улицу Владимира.
Центром архитектурного ансамбля новой столицы Руси стал Успенский собор, заложенный по указу Андрея Боголюбского в 1158 году. Здание собора господствовало над городом. Его сверкающий купол был виден с дальних высот, поросших лесом, где проходила дорога от Мурома. Новый собор походил на могучего богатыря в золоченом шлеме, возвышающегося над Клязьмой.
Местных мастеров для постройки такого грандиозного сооружения оказалось недостаточно, и Боголюбский распорядился пригласить строителей со всех окрестных поселений. В числе мастеров по белокаменной кладке были выходцы из-за границы, с романского Запада, присланные князю Андрею императором Фридрихом Барбароссой. В Средневековье подобный сбор строителей был обычным делом.
В 1160 году Успенскому собору были пожалованы обширные земельные владения, кроме того, еще и десятая часть княжеских доходов, что ставило храм на один уровень с Десятинной церковью в Киеве.
Успенский собор оказался в эпицентре событий грозного 1238 года, когда татарские полчища двинулись на Русь. Батый начал штурм города 7 февраля 1238 года. Татары ворвались в город через проломы в крепостных стенах и смерчем пронеслись по столице. Семья великого князя вместе с кучкой бояр нашла убежище в Успенском соборе. Горожане храбро сражались, но все усилия были напрасны. Семья Юрия Всеволодовича и все остальные погибли в огне. Сам же собор устоял.
«Вокруг пылала отчая земля-
Стога, деревни, церкви и повети.
А здесь, внутри, за стенами кремля-
Не только жены, старики и дети.
Здесь, за стеною жил не только князь,
Митрополит и славный воевода,
Но древних букв затейливая вязь-
Язык, культура и душа народа…
Как мало нынче знаем мы о них,
О тех, погибших в той кровавой тризне!
Ведь в те года сгорело столько книг.
А книги- тоже продолженье жизни.»
К концу XIII века здание Успенского собора было обновлено. Его покрыли оловом и пристроили к юго-западному углу придел Пантелеймона, который впоследствии был разрушен.
Внешний вид собора постройки 1185-1189 гг. значительно отличался от первоначального. Композиция внешнего облика храма приобрела традиционную ярусность, характерную для церковных сооружений XI-XII вв.
Внутреннее пространство храма поражает высотой и обилием свободы и света. По высоте собор был равен самому крупному сооружению Древней Руси- Софийскому собору в Киеве. Зодчие, возводившие Успенский собор, сумели сделать высоту храма особенно ощутимой, усилив эффект шестью легкими стройными столбами, несущими своды собора. Глава храма имела 12 окон, из которых лился мощный поток света.
В соборе были погребены Андрей Боголюбский, его брат и наследник престола Всеволод III и другие члены княжеской семьи.
В 1189 году было восстановлено внутреннее убранство Успенского собора, в том числе и фресковая роспись. До наших дней сохранилось только несколько фрагментов, часть которых скрывает иконостас.
Годы княжения Всеволода III характеризуются всплеском народных волнений. Чтобы обезопасить себя и своих приближенных, великий князь приказал возвести в южной части Владимира каменную стену вокруг княжеских палат, создав детинец.
Именно на территории детинца был заложен дворцовый храм- Дмитриевский собор, который должен был олицетворять силу и могущество владимирского князя.
Успенский и Дмитриевский соборы стоят почти рядом друг с другом, на протяжении столетий восхищая людей своей красотой и величием. За восемь лет Дмитриевский собор пережил многое: пожары, обветшание и перестройки.
Время постройки собора специалисты приблизительно относят к 1194-1197 гг. Храм был посвящен святому великомученику Дмитрию Солунскому. В год окончания строительства собора из Фессалоник была доставлена драгоценная реликвия, икона Дмитрия Солунского, ставшая храмовым образом этого собора.
«По плановой и объемной схеме Дмитриевский собор почти полностью повторяет церковь Покрова на Нерли. Однако разница между ними очень существенная. Стройные, изящные пропорции церкви Покрова в Дмитриевском соборе сменилась спокойной и торжественной уравновешенностью. Нижняя часть Дмитриевского собора лишена скульптурного убранства, но зато выше аркатурно-колончатого пояса стены богато декорированы скульптурой. Скульптурная резьба покрывает также сам аркатурно-колончатый пояс и даже барабан купола.»
Статьи по теме
Индейцы прерий
На обширной территории Северной Америки жило множество индейских племен. Североамериканских индейцев часто делят по принадлежности к языковым группам.
Основными языковыми группами Северной Америки можно считать: атапаскскую (или атабаскс ...
Культура и искусство Кушанского царства
Кушанское царство — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105—250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было основано народом юэчжи, пр ...
Архитектура второй половины XIX века
Существенным фактором, определяющим состояние архитектуры во второй половине XIX в., является развитие капиталистических отношений в пореформенной России. Оно способствовало внедрению в архитектуру достижений промышленного прогресса, сове ...