Иконические знаки и символы

Материалы » Значение знака и символа в культуре » Иконические знаки и символы

Страница 2

Рассмотрим герб России:

Двуглавый орел – символ силы, могущества государства, его орлиной «высоты полета». Но для того, кто знает историю и помнит, что эта гордая двуглавая птица прилетела к нам на крыльях христианства из Византии, гербом которой она была, в российском гербе обнаруживается еще один смысл: связь культур, историческая преемственность христианской культуры. А если принять во внимание, что Византия была империей, унаследовавшей государственный знак некогда могучей Римской империи, силой оружия подчинившей себе огромную территорию, то в содержание этого символа включается новый смысловой регистр: идея имперской власти и могущества, мирового господства, победоносных воин и завоеваний, цезариантской славы. Иван III, желая, видимо, подчеркнуть значение России как великого государства, заменил византийским орлом в государственном знаке России прежнего льва, терзающего змею. Можно пойти еще дальше: двуглавый орел сначала был знаком одного из лучших римских легионов (а еще раньше, вероятно, тотемным знаком племени, из которого он формировался); этот легион прославился не только воинской доблестью, но и свирепостью по отношению к врагам. И это придает содержанию символа новые – и весьма опасные – смысловые оттенки. А если учесть, что двуглавый орел, прежде чем стать государственным символом Византии, до этого рисовался в гербовых знаках нескольких европейских государств; и, кроме того, принять во внимание, что двуглавого орла изображали вместе со своими богами еще древние шумеры и хетты на рельефах 3-2 тысячелетия до нашей эры, найденных в Малой Азии, - то символика нынешнего российского герба включает в себя идею духовного единства Запада и Востока – идею, очень важную для нашей страны, лежащей на стыке между ними.

Связь внешнего облика символа с его глубинным идейным смыслом включает в себя некоторый элемент условности. Однако в основе этой связи всегда лежит какое-то иконическое сходство. Как писал Ф. де Соссюр, символ «не до конца произволен»: весы могут быть символом справедливости, поскольку иконически содержат идею равновесия, а, например, колесница – нет.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

Состояние просвещения и печати
После реформы 1861 г. развитие системы образования ускорилось. Реформа Александра 2 в области образования была продиктована потребностью модернизации страны. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифициров ...

Илья Пророк
"Илья Пророк" заставляет перенестись в художественную атмосферу иного, более позднего времени, чем предшествующие иконы. Сосредоточенность и спокойствие образа, соразмерность и уравновешенность композиции, деликатная лёгкость и ...

Развитие филологии, литературы и историографии
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, – филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела але ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация