Писатели Германии

Материалы » Западная культура XIX века » Писатели Германии

Страница 1

НОВАЛИС (1772 – 1801)

Новалис – псевдоним Фридриха фон Харденберга, недолгая жизнь которого окружена легендой. «Поэт голубого цветка», отрешенный от всего земного, устремленный к высшим сферам.

Новалис жил не в отрыве от действительности, а в очень энергичном контакте с ней, хотя действительность эта была ему по понятным причинам тесна.

В творчестве поэта трудно отделить философию от поэзии, собственно художественное от теоретического. «Ученики в Саисе» (1797) – фрагмент незавершенного романа, - скорее трактат о природе, о взаимоотношениях человека с ней и о способах ее познания

Для Новалиса всякий созидательный труд (ремесленника, к примеру) уже есть поэзия, отсюда – уверенность, что «каждый может стать поэтом» и представление о будущем как о «царстве поэзии».

Он был лириком, сильным, непосредственным, подлинно философским. Поэтический цикл «Гимны к ночи» (1797-1799) – это расставание с верой в непогрешимость разума, со скучной ясностью его мышления.

Символисты считали Новалиса своим предтечей: в художественной организации его поэзии и прозы заложена символическая многозначность. В меньшей степени это чувствуется в «Духовных песнях» (1799-1800). Где сильнее влияние литературной и религиозной традиции. «Генрих фон Офтердинген» - роман, вошедший в историю, как энциклопедия идейных и художественных исканий раннего романтизма.

Якоб Гримм (1785 – 1863), Вильгельм Гримм (1786 – 1858)

Собиратели, составители и редакторы знаменитого собрания немецких народных сказок, крупнейшие ученые филологи, посвятившие жизнь изучению немецкой культуры. Их научная деятельность была очень разнообразна. Они разработали сравнительно-исторический метод исследования германских языков; Якобу Гриму принадлежат фундаментальные лингвистические труды «Немецкая грамматика» и «История немецкого языка». Братья Гримм – составители первого исторического словаря немецкого языка (1852), ими изданы первый памятник немецкой поэзии «песнь о Хильдебранте и Хадубранте» и произведения средневекового писателя Гартмана фон Ауэ. Особенно широкую известность завоевали их «Детские и семейные сказки» - плод многолетнего и пристального изучения немецкого фольклора. В «сказках», вышедших в 1812 г., с тех пор, неоднократно переиздававшихся и переводимых на многие языки, братья Гримм сохранили их народную основу, демократичность, образность, фантастику, сочный и меткий язык. «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик» и многие другие сказки братьев Гримм, знакомые каждому с детства, вошли в сокровищницу мировой детской литературы.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822)

Крупнейший мастер немецкого романтизма XIX в., жил и творил в пору реакции, когда многие писатели пытались укрыться от мрачной современности в царстве романтики и мечты. Но в его творчестве фантастика переплетается с реалистическим и сатирическим изображением окружающего мира. «Гофман со своими фантастическими карикатурами всегда и неизменно держится земной реальности», - писал о нем Гейне. Причудливая фантастика Гофмана порой несет на себе печать мрачных и болезненных настроений, которые впоследствии были подхвачены писателями-декадентами. Но Гофман выступает как острый сатирик-реалист, сатира которого направлена против феодальной реакции мещанской ограниченности, тупости и самодовольства немецкой буржуазии. Именно это качество сатирика высоко ценили в его творчестве Маркс, Гейне, Белинский. Герои Гофмана – скромные и бедные труженики, чаще всего интеллигенты-разночинцы, страдающие от тупости, невежества и жестокости окружения.

Наиболее известные произведения: «Золотой горшок», (1815); «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», (1819); «Серапионовы братья», (1819-1821) «Записки кота Мурра», (1820-1822).

Генрих Гейне (1797-1856)

Великий немецкий поэт, сочетавший в своем даровании глубокий и тонкий лирический талант с публицистической страстностью. В 1818 г. появились первые стихи поэта.

Политические и социальные завоевания Великой французской революции стали впечатлениями ранней юности поэта и поддерживали его оппозиционные настроения и в период Реставрации. С начала 1820-х гг. Гейне выступает в печати. В Берлине начинается систематическая литературная деятельность поэта; в издательстве Маурера издается книга «Стихотворения Гейне», вошедшая затем в «Книгу песен». В 1823-1824 гг. он много путешествует по Германии и Италии, предпринимает путешествие по Гарцу. Впечатления, наблюдения, исторические реминисценции путешествия стали образами его книги. «Путевые картины». Второй этап творческого пути Гейне начинается с 1830-х гг. Проявивший в юности живейший интерес к революционным событиям эпохи, Гейне откликнулся на события Июльской революции 1830 г. самым непосредственным образом - отправился в Париж, чтобы принять в ней участие.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Иконопись Палеха
Иконописание, став предметом ремесла, тесно переплетаясь с бытом народа, проникало в самые глухие уголки старой России. Икона в народном быту была не только предметом религиозного почитания, но и "красой" дома. Это способствовал ...

Б.К. Растрелли
Наиболее крупной фигурой в пластике этого времени является Б. К – Растрелли (1675? – 1744). Растрелли приехал в Россию в 1716 г. и трудился здесь до конца жизни. Его творческий подъем всецело связан с особенностями русской культуры и явля ...

Мир в представлении древних славян
Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омыв ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация