Направления европейского искусства

Материалы » Западноевропейская культура эпохи Просвещения » Направления европейского искусства

Страница 4

"Отцом симфонии" называют Франца Йозефа Гайдна, учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них - тема народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершиной его творчества стали "12 Лондонских симфоний", написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. XVIII в.

Гайдн написал множество замечательных квартетов (83) и клавирных сонат (52). Ему принадлежит свыше 20 опер, 13 месс, большое количество песен и других сочинений. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории - "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801), в которых выражена мысль о величии мироздания и человеческой жизни. Гайдн довел до классического совершенства симфонию, квартет, сонату.

Вольфганг Амадей Моцарт писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать буквы. Необыкновенные способности Вольфганга развились под руководством его отца - скрипача и композитора Леопольда Моцарта. В операх "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". Моцарт изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике.

Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали три симфонии, написанные в 1788 г. (всего Моцартом было написано около 50). В симфонии "Ми бемоль мажор" (номер 39) показана полная радости, игры, веселого танцевального движения жизнь человека. В симфонии "Соль минор" (номер 40) раскрывается глубокая лирическая поэзия движения человеческой души. Симфония "До мажор" (номер 41), названная современниками "Юпитер", обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждает разумность и гармоничность его устройства.

Если бы весь мир мог чувствовать силу гармонии! - восклицал Моцарт.

Музыка должна высекать огонь из людских сердец, - говорил Людвиг Ван Бетховен. Творчество Бетховена - высшее достижение человеческого гения. Человек республиканских взглядов, сформированных под влиянием Французской революции, он утверждает достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера "Фиделио", увертюры "Кориолан", "Эгмонт". Завоевание свободы в результате упорной борьбы - вот главная идея его творчества. Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной. Здесь он еще юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор - все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 фортепьянные сонаты и 10 сонат для фортепьяно и скрипки, в том числе знаменитая Девятая - "Крейцерова"), Лирико-драматические образы. Четырнадцатой "Лунной" и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей симфонии ознаменовало победу человеческой воли над страшным недутом. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие его творческих исканий поистине безгранично. Композитора привлекают камерные жанры - вокальный цикл "К далекой возлюбленной". Бетховен стремится проникнуть в самые сокровенные глубины внутреннего мира человека. Апофеоз его творчества - Девятая симфония (1823) и Торжественная месса (1823).

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подводит И. В. Гёте в трагедии "Фауст", оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим вызванными к жизни могучими силами Век Просвещения - век великих открытий и великих заблуждений Не случайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она похоронила веру просветителей в "золотой век" ненасильственного прогресса Она усилила позиции критиков его целей и идеалов

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме

Костюм Франции
Основной ассортимент мужской одежды этого периода можно считать установившимся еще с XVI в. Это— белье (сорочка, штаны), куртка, верхняя одежда, головные уборы, обувь. Силуэт, форма, детали, дополнения на протяжении периода менялись неско ...

Европейская культура 19 века
19 век начался для Европы с потрясений, вызванных наполеоновскими войнами. Франко-прусская война способствовала завершению образования в Европе двух крупных национальных государств: Германии и Италии. Англия почти до конца века остается м ...

Концепция и композиционно-колористическое решение пейзажа "Осень"
Для дипломного была выбрана пора года осень. Этой поре присущи такие качества как богатство цветовой палитры, прозрачность воздушной среды, настальгичность и умиротворенность обстановки. Осень любимая пора многих художников и поэтов. А.С. ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация