Система записи Древне-Египетской музыки

Материалы » Искусство древнего Египта » Система записи Древне-Египетской музыки

В результате развития вокальной музыки возникла не­обходимость найти соответствующую форму изображения для каждого звука музыкальной гаммы. Поскольку запись словесных текстов возникла много раньше музыкальной, для фиксации звуков позднее была использована буквен­ная система.

Древнейшие тексты ритуальных гимнов и молитв, высеченные на стенах древнеегипетских храмов и гробниц, обращены к богам и должны были быть ими услышаны, а потому и сохранены навечно. В таких ритуальных песнопе­ниях музыка, по-видимому, играла роль сопровождения, и притом очень скупого. Об этом свидетельствуют крайне ла­коничные указания «дирижерского» характера, выражаю­щие ритмическую основу, темп, силу звучания. Глядя на роспись с изображениями музыкантов и танцоров, всегда можно определить, в каком темпе они играют и танцуют. Бурное, порывистое движение со скачками обычно присуще динамичному, быстрому танцу, музыкальная линия которо­го построена на широких интервалах. Сильная доля подчер­кивается хлопком в ладоши или ударным инструментом.

Но самое выразительное — это положение рук и паль­цев исполнителя. Подобно «говорящим» рукам индийских танцоров, не менее значимы и руки

древнеегипетских му­зыкантов. С помощью различного положения пальцев фик­сировалась высота звука в пределах определенных интер­валов, которые задавались дирижером исходной позицией руки. Дирижерскому жесту вторили цепкие, гибкие паль­цы арфистов, подвижные руки флейтисток и гобоисток.

Не случайно, что и в системе иероглифов для музы­кальной нотации чаще всего использовался знак руки в различных положениях.

Как выглядела древнеегипетская нотная запись, можно установить и из композиции рельефов.

Почти все без исключения произведения древнеегипет­ского искусства «музыкальны», будь то рельефные или живо­писные композиции, скульптура или архитектура. «Музы­кальность» их таится в совершенстве пропорций, гармонии, ритме, цвете, движении. Но, помимо этого, они сами несут в себе символическую запись музыкального текста.

Следует приглядеться к положению рук танцовщиц — в отдельные моменты они то сомкнуты (при ударе в коло­тушку), то разведены. Положение сомкнутых рук и удар, а также согнутые в коленях ноги соответствуют акценту зву­чащей ноты, разведенные руки означают паузу. Изме­нение поз при движении фигур также соответствует под­черкиванию сильной доли в тексте. При этом согнутые в коленях ноги Хикман соотносит с ударной долей, вытяну­тое положение фигуры — с безударной. Принимая систему дешифровки Хикмана, основанную на соответствии линии танца определенному музыкальному рисунку, можно при­близительно представить себе ритмический язык древне­египетской музыки — мелодику ее дополнит воображение. Звучание музыки образно воссоздает плавная гибкость фи­гур танцовщиц, которые исполняют свой танец.

Вполне возможно, что в Египте существовала и более развитая система музыкальной записи, не дошедшая до нас.

Статьи по теме

Иконописное наследие Алтая
Существовавший с 1747 г. Колывано-Воскресенский горный округ в 1834 г. переименован в алтайский горный округ. На рубеже XVIII-XIX веков в него входили нынешние Алтайский край, республика Горный Алтай, Новосибирская, часть Томской, Кемеров ...

Тематическая картина
Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной. Первой работой ...

Значение жестов в композиции серии портретов смольнянок Д.Левицкого
В зале государственного Русского музея, где представлено творчество крупнейшего художника XVIII века Д.Г.Левицкого, особое внимание привлекают портреты девушек, воспитанниц Смольного института благородных девиц, так называемых “смольнянок ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация