XIX в. в музыке начался как век романтизма. Все светлое для композиторов этого времени сосредоточилось в красоте природы, в поэзии чувств человека, в образах народной фантазии. Творчество первого романтика – австрийского композитора Шуберта еще дышит трогательной наивностью и непосредственностью, отражая психологию простого человека. Его традиции продолжали композиторы Шуман, Мендельсон, Вольф. Искусство их поражает изысканностью и разнообразием настроений: здесь и нежная мечтательность, и острая ирония, и мрачный сарказм, и отчаяние трагического одиночества. Шуберт и Шуман разрабатывали новые музыкальные жанры – песни и фортепианные миниатюры.
Немецкий композитор-романтик Вагнер посвятил свое творчество опере. Он стремился к синтезу различных искусств, т.е. к сочетанию в одном произведении элементов театра, живописи и музыки.
В последние десятилетия XIX в. во Франции серьезная инструментальная музыка начинает постепенно оттеснять оперу, камерные и симфонические жанры выдвигаются на первый план.
Из наиболее значительных композиторов этого периода двое – Сен-Санс и Франк – относятся еще к романтической ветви искусства XIX в., как бы завершают ее развитие.
Камиль Сен-Санс (1835-1921) уже в десятилетнем возрасте выступал как пианист-виртуоз, а затем и дирижер. В 1871 году по инициативе Сен-Санса было создано Национальное общество музыки для пропаганды творчества молодых французских композиторов.
Сочинения Сен-Санса, виртуозные, блестящие, отличающиеся чисто французским изяществом, быстро завоевали признание во всей Европе. Иногда произведения Сен-Санса близки классическим традициям Баха, Моцарта, но чаще всего в них преобладают романтические черты. Сен-Санс охотно использует в музыке восточные мелодии, услышанные им в путешествиях по Арабскому Востоку.
В «Карнавале животных» (1886) – сюите для двух фортепиано и оркестра – много юмора, звучание различных инструментов напоминает голоса зверей и птиц, рисует их повадки. В сюиту входит и знаменитый «Лебедь» - мечтательная напевная песня для солирующей виолончели. На основе этой чудесной музыки выдающиеся балерины создали шедевр балетного искусства – танец «Умирающий лебедь».
Самая известная опера Сен-Санса - «Самсон и Далила» (1868), написанная на библейский сюжет, долгое время шла на сценах русских театров.
Бельгиец по происхождению, Сезар Франк (1882 – 1890) еще мальчиком приехал во Францию, где начал путь пианиста. Он стремился к сочинению симфонической и камерной музыки. Став церковным органистом, Франк прославился как непревзойденный импровизатор.
Свои лучшие произведения Франк создал в последние 15 лет жизни. Он застал только зарю своей будущей славы. Первым сочинением, встретившим горячий прием, была соната для скрипки и фортепиано (1886), посвященная знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Жизнерадостная музыка сонаты, словно напоенная солнцем, полна романтических порывов, тонкого лиризма.
Позже стали известны симфония (1888) и программные симфонические поэмы Франка. Их сюжеты заимствованы из литературы, из легенд и мифов («Проклятый охотник», «Психея» и др.). «Симфонические вариации» (1885)для фортепиано с оркестром – это своеобразный концерт, в котором, как полагают, претворен античный миф об Орфее, укрощающем силы ада своим искусством.
Музыка Франка может быть задушевной, мягкой, а порой волнует слушателей драматизмом, страстностью. Некоторые черты роднят ее с величественной музыкой Баха: глубина, серьезность, склонность к размышлениям.
Статьи по теме
Культура конца XIX века
Общий характер многочисленных явлений, равно как и выражающееся в них основное настроение, принято было называть настроением "конца века" (fin de siecle). Французы первые переняли то душевное настроение, которое обозначается эти ...
Литература барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же врем ...
Троица Андрея Рублева
Считают, что содержание иконы соответствует наиболее традиционному в ХV веке толкованию: согласно Библии /Быт. гл.18/ В дубраве Мамре жил старый кочевник Авраам с женою своею Саррой, которого посетили три странника и предсказали ему, что ...