Протестантская этика и ее роль в европейской культуре

Материалы » Культура эпохи Реформации » Протестантская этика и ее роль в европейской культуре

Страница 2

Издание ''Индекса запрещенных книг" стало важной вехой в борьбе двух течений в христианстве. В этот список вошли книги, чтение которых запрещалось под угрозой отлучения от церкви. В "Индексе" содержались тысячи названий художественных, публицистических, научных, мистических, религиозных, философских сочинений, которые рассматривались святым престолом как нежелательные для формирования мировоззрения истинного католика.

Успехи Реформации, подрывающие папское влияние, побудили папу Павла III реформировать инквизицию, создав в 1542 г, ''священную кон­грегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище" Папская инквизиция направила свою деятельность против распространения протестантизма в Европе, против итальянских гуманистов, боровшихся за объединение Италии и видевших в церкви препятствие к этому. "Церковь держала и держит нашу страну разобщенной" (Н. Макиавелли).

Усилилось значение пропаганды католицизма, для чего утверждается Конгрегация пропаганды веры. Церкви приходится переосмысливать свою роль в условиях Нового времени, так как просто репрессиями добиться ничего уже было нельзя. На смену теократическому идеалу приходит новый - идеал духовного руководства христианским миром. Для его воплощения церковь должна стать властительницей дум и сердец. Концепцию "духовного владения людьми" создал, разработал орден "ученых" - орден вездесущих иезуитов.

Новое положение папства и церкви, потребность обновление веры вызвали среди католиков взрыв религиозного энтузиазма. Нa этой почве расцветали мистицизм и спиритуализм, блистательными представителями которых в Испании были Тереза Авильская и Хуан дела Крус, а во Франции - Франциск де Саль. Религиозное рвение привело к иному пониманию святости и появлению новых святых, религиозные добродетели вновь входят в моду. На этой основе возникают такие движения, как янсенизм и квиентизм, которые сделали из христианства сухую доктрину, однако их борьба против абсолютизма – политического, духовного, религиозного - открывала новый путь к восприятию новых явлений в философии, литературе, науке.

Нельзя воспринимать Контрреформацию лишь как движение мракобесов, Контреформация основывалась не только на идеях консерваторов католицизма. Сторонниками Контрреформации выступали и некоторые гуманисты. В 1521г. вышла книга с опровержением учения Лютера и в защиту семи таинств католицизма. Авторами книги был английский король Генрих УШ, а ее редактором и соавтором Томас Mор. Эта антилютеранская книга заслужила высшее одобрение престола св. Петра. Папа Лев Х рекомендуя эту книгу любому католику, обещал отпущение грехов каждому, кто ее прочтет, Генриху VIII пожаловано звание "защитника веры". Позиция Томаса Мора против лютеранства может быть названа "гуманистической компетенцией единой христианской культуры". Для гуманистов католичество представлялось как форма объединения всех христианских народов, в этом объединении они, видели способ ликвидации войн во всем христианском мире. А Реформация, по их мнению, несла смуту, раздор и хаос, что в общем и подтвердили последующие за тем религиозные войны. Томаса Мора, как и других "христианских гуманистов", беспокоила не столько судьба папы, сколько сохранение "единой христианской культуры. По мнению Мора, папство нужно не упразднять, а улучшать, церковь должна ставить своей задачей не накопление богатств, что делал современный ему клир, а реализовывать свою вселенскую миссию миротворчества.

Но, несмотря на все принятые меры, значительно укрепившие позиции католицизма, придавшие новый импульс в развитии церкви, сохранившей единоверие в ряде стран, все же главная цель - восстановление единства западного христианства достигнута не была. Протестантизм, ставший знаменем новых реалий буржуазного общества, отвоевал свое право на существование.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Искусство Древнего Рима
Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие – от его зарождения в конце 6 в. до н.э. до конца 5 в. н.э. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец 5 – конец 1 в. до н.э.). Оно дост ...

Широта диапазона киноактера и режиссера Сергея Бондарчука
Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А.С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов ...

Культура и цивилизация в ХХ столетии
Двадцатый век уходит в историю. Следы его еще не остыли, процессы в нем кипевшие или возникшие, продолжают кипеть, но в круглой дате, особенно столь круглой, как эта - знаменующая рубеж столетий, перелом тысячелетий, смену эпох и т.п. - в ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация