Протестантская этика и ее роль в европейской культуре

Материалы » Культура эпохи Реформации » Протестантская этика и ее роль в европейской культуре

Страница 1

Теоретическую базу протестантской этики составляет положение о том, что спасение человека предопределено немотивированным решением бога, поэтому основными симптомами избранности является сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление себе и другим доказать свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству. М. Вебер отмечал, что "при ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление . Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей" [6, с.46]. Действительно, теперь богатство и деловой успех становятся богоугодны, праздность и лень греховны. Это мораль капиталистического общества, сформулированная еще в мистической форме, но уже в XVIII в. она получает свое светское выражение в словах Б. Франклина: "Помни, что время - деньги, тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен, если он расходует на себя всего только шесть пенсов - учесть не только шесть пенсов - учесть не только этот расход, но и считать, что он истратил или выбросил сверх того еще пять шиллингов" [3, с.87]. Протестантская этика осудила праздность и освятила труд, приобретение профессии становится теперь моральным долгом. ведь профессиональное совершенствование есть ответ на требование бога. Милосердие получает новую трактовку, милосердие не милостыня, а помощь, которую оказывают в получении работы или профессии. Бережливость становится добродетелью, а расточительность подвергается осуждению. Приобретение денег, получение прибыли - это следование призванию исполнение божественной воли.

Все, что мешает выполнить человеку его предназначение: пьянство, разврат, отсутствие дисциплинированности - подвергается самому жестокому осуждению.

Контрреформация - это церковно-политическое движение XVI-XVII в.в., возникшее в условиях усиления позиций Реформации и ставившие своей духовной, монополии католической церкви и укрепление ее политических позиций.

Популярность протестантизма, его победоносное шествие по Западной Европе не могло не встревожить католическую церковь. Поэтому и опыт, накопленный Римом в борьбе с различными ересями, нашел свое применение и в отношении протестантизма, который был назван ересью, а Лютер объявлен пособником дьявола. Но престол св. Петра не ограничился только репрессиями, так как понимал, что одни только репрессии не дадут нужного результата. Необходимо было провести изменения внутри самой католической церкви. Опасность, исходящая от протестантизма, стала причиной внутренней реорганизации католицизма. Основу изменениям положил созыв Тридентского собора, идейно обосновавшего Контрреформацию. Утверждение ордена иезуитов, реорганизация инквизиции, публикация "Индекса запрещенных книг" и т.п. стали важными составляющими сложного процесса Контрреформации.

Тридентский собор, состоявшийся в I545-I563 г.г, ставил своей целью идеологическое обеспечение Контрреформации, основные положения этого обоснования содержались в "Декретах Тридентского собора" и "Тридентском исповедании веры". В этих документах осуждаются основополагающие догматы протестантизма о личной вере и о Библии как о единственном источнике истины. Все, что предлагалось протестантизмом для реорганизации церкви - служение на национальных языках, отмена запрета на брак священников - было отвергнуто Тридентским собором. Собор закрепил положение о папском верховенстве, учение о чистилище и индульгенциях, поклонение святым и реликвиям.

Многие документы Триденского собора были подготовлены орденом Иисуса, который был основан в 1534 г, Игнатием Лойолой, целью ордена была защита престола св. Петра от посягательства на его власть еретиков. Основное острие критики направили иезуиты против протестантизма. Они были сильными и опытными догматиками, ибо члены ордена получали разностороннее образование и именно им принадлежит создание целого комплекса теологической обороны в споре с протестантизмом. Созданные в Риме специальные учебные заведения (семинарии, коллегии) для подготовки духовенства направляемого в страны, где протестантизм получил широкое распространение, возглавляются иезуитами. Коллегия «Германикум» и "Ангеликум" стали сосредоточием клерикальной католической мысли. Но орден иезуитов имел и собственные учебные заведения, преследующие те же цели: способствовать пропаганде католицизма в Западной Европе.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Духовная культура
Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает "обрабатывать", "возделывать почву". Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако ...

Византийский костюм
Византийский костюм, который сформировался на основе позднеримського, окончательно определился к VIII веку. От античного костюма он отличался принципиально другим отношением к одежде. Тесно связан с господствующей христианской религиозной ...

Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, влияние творчества Андреа Верроккьо и первые работы
Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую монаха-кармелита Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу. Фра Филиппо Липпи создавал жизнерадостные образы, отмеченные естественностью, при этом не отступая ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация