Культура украшения тела. Пирсинг

Материалы » Культура украшения тела. Пирсинг

Страница 2

Изначальный же интерес панков к первобытному строю (прически ирокезов, татуировка, раскраска лица) имел характер пренебрежения общепринятыми ценностями общества, отстранения от него и бунта. Поколение, которому пришлось расплачиваться за период социального кризиса и безработицы, выражало свое “разочарование, отчаяние и ощущение пустоты мира”. Они сами резали свою плоть, вставляли в нее булавки, иглы, лезвия и т.п.

Демонстрируя безразличие к боли и отсутствие страха, перевернув с ног на голову традиционные категории человеческого восприятия, панковское движение сумело показать, что дикость – в нас, чем выразило тревогу всего поколения.

Во времена нависшей ядерной угрозы (70-е гг.), загрязнения окружающей среды, генетических манипуляций, тело остается единственным “островом”, где еще возможен символический контроль и поиск собственной индивидуальности.

В ряде статей (ж-л “Tatto”, 2001, июнь) последователей боди-арта называют Live-Art – “непосредственное”, или “живое” искусство и связывают его развитие с потрясением, вызванным вирусом иммунодефицита человека, перед которым оказались бессильны врачи и наука, и добровольное уродование и кромсание своего тела приобретает мрачный, а иногда и пародийный характер. Тело, как бы, остается тем последним, что нам еще полностью принадлежит.

Кто-то видит в этом патологическое влечение к самокалечению, а кто-то новую утопию в период, когда люди с особой остротой понимают, что неспособны изменить мир; но может быть – это стремление приобщиться к иным культурам, более богатым, как духовно, так и эмоционально?

В настоящее время не существует проблем с получением информации о боди-пирсинге, как и о тату. Интернет переполнен сообщениями о подобного рода украшательствах; существует даже шкала испытываемой боли при прокалывании тех или иных частей тела, бесконечные комментарии и предупреждения врачей, выходят в свет каталоги, брошюры, энциклопедии. Обилие и многообразие существующих разновидностей пирсинга и тату просто поражает. Нужно учесть, к тому же, возможности современных технологий и тот факт, что эти направления боди-арта давно вышли “из тени” и приобрели массовость, постоянно появляясь в кинопроектах, на подиумах и фестивалях.

А что же ответит подросток с кольцом в носу, если его спросить “зачем?”

“Это модно” или – “не так как все”, или – “просто, для красоты”. Не все ответы, конечно, столь бессодержательны, но все-таки очень немногие смогут внятно объяснить, почему “просто для красоты” необходимо доверять свое тело скальпелю чаще всего непрофессионала, с возможным риском необратимого нарушения дикции, зрения, половых функций.

Безусловный социальный фактор, мода, эротизм, повышение возбудимости, протест (хотя, при такой скорости распространения этого явления в ближайшем будущем не останется тех, против кого может быть направлен этот протест), критики могут приписывать страсть к перфорациям, патологическим мазохистским наклонностям, извращениям, но и это уже не объясняет всего явления в целом.

Невозможно и полностью отнести его к сфере эстетики (как, например, подтяжки лица, удаление жировых отложений и т.п.). “Пирсинг красив, эротичен, и первобытен” – вот три наиболее часто выдвигаемых аргумента.

А может ли современная психология объяснить социальный феномен, возникший в конце минувшего века и называемый боди-артом? Почему в нас вновь и вновь просыпается желание сделать проколы или нанести изображение на те или иные части тела?

Сегодня мы знаем, что в доисторические времена, в период первобытнообщинного строя человек пребывал в досознательном состоянии, гораздо больше сознания была развита функция (воля, мышление и т.п.). В таком состоянии мы пребываем в раннем детстве. В это время человек не мыслит, но “мысли приходят к нему”. Таким образом, действия его обусловлены не сознанием, а инстинктами. Находясь в теснейшей связи с природой, первобытный человек ни в коей мере не отделял себя от нее, а действовал в соответствии с глубинными душевными порывами, без суждений и рационализма, бессознательно.

Согласно К. Юнгу, основоположнику теории архетипов, помимо нашего непосредственного сознания, которое полностью личностно, существует 2-я психическая система, имеющая коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов. Она состоит из предсуществующих форм, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми. Это – так называемое, коллективное бессознательное, оно формировалось под воздействием многовекового опыта наших предков. Коллективное бессознательное не зависит от человека и включает в себя идентичные всем людям содержание и образцы поведения, то есть является психическими остатками предшествующего опыта. В этом случае такое явление, как боди-арт, представляется не только культурным, социальным или нравственным фактором, но может восприниматься как наследственная психическая данность, обусловленная мотивирующими силами, которые задолго до создания преследовали внутренне присущие им цели и продолжают это делать несмотря на любой уровень сознания, достигнутый позднее.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Иконописцы и иконописные мастерские Тюмени
Как говорилось ранее, наряду с Тобольском иконопись развивалась и в других городах Сибири. В 1711 переписными книгами Тюмени как мастеровые люди-иконописцы отмечены М.Ф. Стрекаловский, и конный казак Кательников. Кроме того, в Тюмени икон ...

Характеристика эпохи Высокого Ренессанса
Конец XV и первая треть XVI столетия (период Высокого Возрождения) были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжений. Однако итальянский народ продолжал борьбу против завоевателей. Его творческие силы именно в этот пе ...

Основные этапы развития древневосточных цивилизаций
Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V-IV тысячелетие до н.э. Второй этап - эпоха централизов ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация