Культура СССР в послевоенное время

Материалы » Культура СССР в послевоенное время

Страница 5

В советском искусстве началась смена поколений. В художественных кругах в присутствии партийных руководителей на выставках и встречах начинают вестись робкие поначалу разговоры о специфике живописи, в которой главную роль играют форма и цвет.

В конце 50-х годов возникают новые течения: суровый стиль и «другое искусство». Художники «сурового стиля» (Е. Моисеенко, Н. Андронов, В. Попков) говорили со зрителем на понятном реалистическом языке, но говорили не о величии подвига Советского народа, а о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека. Стилистика их работ напоминала художественные искания начала века.

«Другое искусство» стремилось объединить предметное искусство модернизма и наработки абстракционизма, опыт авангарда 20-х годов, но это течение, отличающееся своей непримиримостью к партийной художественной политике, объединял в своих рядах соратников по противостоянию власти, а не по стилю. Художники этой группы (Л.Кропивницкий, О. Целков, А. Зверев, Ю. Соостер) появились на открытых выставках только в восьмидесятые годы.

С конца 50-х – 60-х годов общее оживление художественной жизни выразилось в проведении большого количества выставок, многие из них становились или постоянными или регулярными. Наиболее значительной из них стала ежегодная выставка в Манеже. В конце 1962 г. выставку в манеже посетил Никита Сергеевич. Он этого зрелища не выдержал, выставка была закрыта, а Хрущев ещё долго метал громы и молнии в адрес «мазил», «формалистов», оторвавшихся от народа. Попытки устроить выставки в парке, под открытом небом, закончились плачевно. Так и войдут они в историю искусства под названием «бульдозерные выставки». Большинство участников этих выставок в конце 60-х годов оказались диссидентами. Сегодня наиболее известными из них являются скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.

Последствия разгона выставки в Манеже крайне плачевно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Повеяло атмосферой 30-х – 40-х годов. Теперь художники не репрессированы. В новых условиях это было уже невозможно, просто их работы не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки.

Столь же противоречиво развивалась и архитектура. Война, разрушившая огромное количество городов и поселков, поставила в повестку дня широкие восстановительные работы. В честь победы в Москве выстроили 7 высотных зданий, в том числе МГУ и МИД под руководством Руднева. С восстановлением жилых районов дела шли хуже. Восстанавливаемым городам придавался монументальный облик: широкие проспекты, фундаментальные сооружения в духе «сталинского классицизма». Сроки такого строительства были весьма длительными. В стране катастрофически не хватало жилья. В больших городах преобладали «коммуналки», очередь на жилье растягивалась на десятки лет.

В 1955 было принято постановление ЦК КПСС и Совмина «об устранении излишеств в архитектуре…». Началось строительство всем известных «хрущёвок». Несмотря на всю их неприглядность в те годы они сыграли положительную роль. Квартиры в них были спланированы так, что даже самый экономный партийный работник не мог превратить их в коммуналки. За десяток лет очередь на получение жилья снизилась вдвое, хотя жилищная проблема не решена до сих пор и перспектив ее решения не видно. Отставание советской архитектуры от уровня мировой бросается в глаза. Самое удивительное состоит в том, что молодые советские архитекторы не раз становились победителями международных конкурсов архитектурных проектов. Ни один из этих проектов осуществлен не был.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме

Концепции циклического развития культуры
Одним из первых теорию циклического развития культуры разработал русский философ, представитель позднего славянофильства Н.Я. Данилевский(1822 - 1885). Он изложил свою концепцию в книге '' Россия и Европа '', опубликованной в 1871 году. И ...

Законы функционирования культуры
1.Закон единства и своеобразия культуры. Культура - совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. 2.Закон преемственности в развитии культуры. Культура - эт ...

Значение письменности в истории славянских народов
«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры — той культуры, которая выводит славянство на уровень « ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация