Cравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.
Однако существует опасность подмены понятия конткультура эрзацкультурой. Эрзацкультура от нем. Ersatz – заменитель. Эрзацкультура – это культура не с большой буквы, а перевернутая, не обогащающая, а опустошающая человека. Таким образом, культура наркоманов или панков, которую иногда представляют в качестве контркультуры, суть эрзацкультура.
По моему мнению контркультура оказывает оживляющее действие на официальную культуру, но и несет опасность «скинуть с корабля современности» основную культуру с ее вечными и не преходящими ценностями. Однако сделать это не получится, поскольку нигилизм не сможет существовать без этих ценностей культуры.
Современной же официальной социо-культурной жизни общества обязательно нужна ''встряскa'', новые веяния привносящие что-то, что не сходится с официальными ценностями.
В реферате поставлена следующая цель и задачи исследования.
Научная цель – рассмотрение феномена контркультуры.
Реализация сформулированной цели предполагает решение следующих задач:
· раскрытие понятия конрткультура через два его аспекта;
· рассмотрение социально-культурной жизни приведшей к контркультуре;
· рассмотрение контркультуры и субкультуры;
· рассмотрение субкультурных движений контркультуры: «новые левые», битники, хиппи, йиппи;
· соотношение понятий культура и контркультура.
Статьи по теме
Искусство Нидерландов XVI в
Различные направления в нидерландской живописи первой половины 16 века. Позднеготический стиль "антиверпенских маньеристов". Квентин Массейс и Трансформация традиции 15 века в его творчестве. Зарождение пейзажного жанра в творче ...
Философия Эпикура
Обращена к человеку была и философия Эпикура (341–270). В 307 году в Афинах он основал школу в одной из рощ, назвав ее «Садом». На воротах красовалась надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо – наслаждение». Снова, ...
Нидерландское возрождение
Вершиной нидерландского Возрождения было творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30-1569). В раннем творчестве – едкая ирония, острая наблюдательность («Кухня тощих», «Кухня тучных»). В начале 60-х годов Брейгель с ...