Искусство Древнего Рима

Материалы » Искусство Древнего Рима, Византии, Италии » Искусство Древнего Рима

Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие – от его зарождения в конце 6 в. до н.э. до конца 5 в. н.э. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец 5 – конец 1 в. до н.э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы (конец 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.), разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.

Искусство времен Римской империи представляет собой последнюю ступень греческого искусства, на которой его упадок и искаженность открыли, однако, путь к новому художественному творчеству.

Исторические особенности развития определили важнейшее отличие искусства римского от греческого. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играет архитектура, в которой основное место принадлежит сооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Древние здания Рима и теперь даже в развалинах покоряют уверенной мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Во всем древнем мире римская архитек­тура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строитель­ства.

Потребности римского общества породили много новых типов соору­жений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки. Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники получили на римской почве новое архитектурное решение. Среди сохранившихся памятников монументального зодчества периода республики наиболее известны три круглых храма богини Весты, построенные во 2-1 вв. до н.э.

Архитектурное искусство Древнего Рима достигает вершины в первые два века нашей эры. Порождением всего склада импе­раторского государства были триумфальные сооружения, прославляющие воен­ные победы Римского государства. Самое гигантское зрелищное сооружение — амфи­театр Флавиев-Колизей (75—82 гг. н. э.).

В 4 в. после признания в 313 г. христианства господствующей рели­гией начинается строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.

Главное место в скульп­туре занимает портрет, имеющий глубоко познавательный смысл. В нем проявляется интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере человека.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятни­ков, столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскры­тием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него конкретно-повествовательным началом. Рельеф являлся неотъемлемой частью архитектурного декора.

Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий респуб­лики — бронзовая Капитолийская волчица — символ Рима (6 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватори), отличающаяся остротой реализма и экс­прессивностью. Однако, лучшее из художественного наследия римской скульптуры — портрет. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, историческое чутье римлян, их умение обоб­щить наблюдения в ясной и сжатой форме. Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальном портрете в рост сурового «Римлянина, совершающего возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан), исполненного чувства долга.

В римском искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Но эволюцию римского живописного портрета нельзя просле­дить подобно скульптурному. Живописных портретов сохранилось немно­го. Среди них - «Портрет молодой женщины», «Портрет мо­лодого человека с бородкой в золотом венке», «Портрет пожилого римлянина».

Но главным родом живописи во времена римских императоров была живопись стенная.

Таким образом, искусство времени республики известно нам по немногим памятникам архитектуры, значительному числу скульптурных произведений, портретов, фрагментов стенной живописи Помпей и Геркуланума. Искусство Римской империи завершает большой период античной культуры. Рим «раскололся» на Западную и Восточную части. Разрушенный, разграбленный варварами, в 4—7 вв. Рим обезлюдел, его руины заросли травой, но традиция римского искусства продолжала жить в средние века. Слава Древнего Рима, воплощенная в художественных образах, вдохновляла мастеров Возрождения. К герои­ческому и суровому искусству Рима обращались крупнейшие мастера 17—19 вв.

Статьи по теме

Новодевичий монастырь глазами современника
Один из самых удивительных по красоте и гармонии архитектурных ансамблей Москвы - Новодевичий монастырь. С точки зрения архитектуры, Новодевичий монастырь был построен в стиле московского или нарышкинского барокко, который сформировался ...

Информационная потребность и ее исследование
Истоки изучения читателя в России восходят к недифференцированным исследованиям народного читателя середины 19 в. Получив развитие в 1860–1870-х гг., эти исследования прошли путь от статистических общих наблюдений за народным читателем в ...

Развитие советского кино
Но все когда-нибудь кончается. Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад. Так что первый «совдеповский» фильм «Уплотнение» (1918), поставленный заурядным конъюнктурщ ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация