Зарождение русской этнографии

Материалы » Зарождение русской этнографии

Этнография - наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Однако такое представление об исследовательском объекте этнографии установилось далеко не сразу. В прошлом одни ученые считали ее объектом человека, другие - культуру, третьи - общество. И хотя одновременно было распространено мнение, что объект этнографии - народы, при этом принимались во внимание главным образом народы бесписьменные, находившиеся на ранних ступенях социально-экономического развития.

Распространенность такого представления в значительной мере связана с тем, что, сложившись как наука в эпоху расцвета колониализма буржуазной Европы, этнография была первоначально нацелена преимущественно на изучение народов внеевропейских территорий, в большинстве отстававших в своем развитии. Этнография при этом резко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей «исторические» народы на основании письменных источников. Этнографии же отводилась роль науки о «неисторических» народах. Подобные концепции, однако, безнадежно устарели. Уже давно стала очевидна несостоятельность деления народов на «исторические» и «неисторические».

Широкое признание среди специалистов получило представление о том, что объектом этнографии являются все народы, как отставшие в своем развитии, так и высокоразвитые, как малочисленные, так и многомиллионные, как существовавшие в прошлом, так и существующие ныне.

Подобно большинству названий наук, термин «этнография» является производным от древнегреческих слов. Одно из них «этнос» переводится как народ, другое - «графейн» значит писать, описывать.

В некоторых зарубежных странах для обозначения науки, занимающейся изучением этнографической проблематики, употребляется термин «этнология». При этом последняя рассматривается иногда как теоретическая дисциплина и противопоставляется этнографии, которой отводится роль чисто описательной науки. Однако в марксистско-ленинской литературе термин «этнология» не получил распространения, и этнография объединяет как описательную, так и теоретическую стороны исследования народов мира. В русской дореволюционной литературе в качестве синонима этнографии иногда употреблялся термин «народоведение». В странах, где распространен немецкий язык, этнографии соответствует совокупность таких двух дисциплин, как «Volkskunde» (изучение собственного народа) и «Volkerkunde» (изучение зарубежных, главным образом внеевропейских народов). В англоязычных странах этнография во многом совпадает с культурной и социальной антропологией, которые вместе с физической антропологией рассматриваются как наука о человеке в целом. Однако претензии антропологии в англоязычных странах на всеобъемлющее изучение человека и человечества обычно остаются не подкрепленными реальными исследованиями; более того, отсутствие четких критериев определения предмета культурно-социальной антропологии создает угрозу ее «растворения» в смежных дисциплинах.

Итак, целью этой работы стоит изучение истории российской этнографии в прошлом и настоящем. Для подробного изучения этой темы нам необходимо решить следующие вопросы:

1. Зарождение русской этнографии

2. Развитие и становление российской этнографии

3. Российская этнография в настоящее время

Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность и военная, политическая и экономическая необходимость, предпринимались попытки теоретического обобщения фактических данных Так, еще в античное время сложилась гипотеза «трехступенчатого» развития хозяйства: от собирательства и охоты к скотоводству, а затем к земледелию. Она получила широкое распространение и оказывала влияние на взгляды многих ученых до конца прошлого века. В средние века продолжалось накопление этнографических наблюдений, но в условиях засилья церкви они не получили теоретического осмысления.

Этнографические сведения о народах Восточной и Западной Европы, об их языках и обычаях содержались в древнерусских летописях, «Слове о полку Игореве» и других памятниках. «Хождения» русских паломников в Палестину (игумен Даниил и др.) знакомили со странами Ближнего Востока. Во 2-й половине 15 в. Афанасий Никитин побывал в Индии и оставил описание обычаев этой страны («Хожение за три моря»).

Возникновение многонационального Русского государства в 15-16 вв. привело к расширению этнографических знаний. В 17 в. русские землепроходцы, служилые люди, а за ними крестьяне проникли в Сибирь до крайнего С.-В. Азии; сибирские летописи и другие источники содержат сведения о сибирских народах. Особенно важны труды С.У. Ремезова, составившего первый сибирский атлас («Чертежная книга Сибири»), где на картах нанесены названия народов, и «Описание о сибирских народах...» (сохранилось в отрывках). В 1675 глава русского посольства в Китай Спафарий составил обстоятельное описание этой страны.

К началу 18 в. относится одна из первых в мире специальных этнографических работ - книга Г.И. Новицкого о хантах («Краткое описание о народе остяцком...»). В 18 в. было организовано несколько больших научных экспедиций, в том числе Великая Северная экспедиция 1733-43, в задачи которой входило изучение народов Сибири. Программа собирания сведений о сибирских народах была основана на анкете, составленной В.Н. Татищевым, который первым предложил группировать народы по родству языка (этот принцип лежит в основе и современной классификации). Г.Ф. Миллер - глава сухопутного отряда экспедиции - написал труд «История Сибири»; участник экспедиции С.П. Крашенинников оставил ценное «Описание земли Камчатки» (1775). Многочисленные материалы по Этнография России дали Академические экспедиции 1768-74: среди трудов их участников - «Дневные записки» И.И. Лепехина, описание остяков и самоедов В.Ф. Зуева, историко-этнографические сведения о монгольских народах П.С. Палласа. Накопленные данные позволили И.И. Георги подготовить 4-томный сводный труд «Описание всех в Российском государстве обитающих народов...» (1776-80). В конце 18 в. усилился интерес к Этнография русских; появились первые публикации русского фольклора (М.Д. Чулков, М.В. Попов и др.).

В начале 19 в. крупным событием в истории русской Этнография стали кругосветные плавания (И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский и др.), во время которых были исследованы архипелаги Тихого океана и быт их аборигенов. Дальнейшее расширение этнографического кругозора связано с экспедицией в Бразилию (Г. Лангсдорф), с исследованиями Иакинфа Бичурина в Китае, И. Вениаминова, Ф.П. Врангеля и др. на Алеутских островах и Аляске. В России по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири М.М. Сперанского собирались сведения о народных обычаях (1819-21).

Уже в первые десятилетия 19 в. наметилось размежевание двух главных направлений в изучении быта (особенно русского): прогрессивного и просветительского (Ф.Н. Глинка, Н.А. Бестужев), выступавшего за улучшение народного быта, и реакционного, идеализировавшего патриархальный быт, православие (И.М. Снегирев, И.П. Сахаров, А.В. Терещенко, ими был собран большой этнографический материал).

К 40-м гг. 19 в., благодаря накопленным данным, назрела потребность в оформлении Этнография как самостоятельной науки; в журналах появился термин «Этнография». В 1845 по почину передовых русских интеллигентов было основано Русское географическое общество (РГО) и при нем - Отделение Этнография (руководитель К.М. Бэр, затем Н.И. Надеждин). Русская Этнография стала развиваться в системе географических наук. Отделение разослало по всем губерниям программы по этнографическому описанию местностей, деревень, уездов. На основе полученных рукописей (около 2 тыс.) стал публиковаться «Этнографический сборник» (1853-64), позже - «Записки РГО по Отделению Этнография».

В 1840-60-х гг. были организованы экспедиции (РГО, Академии наук и др.) и поездки отдельных ученых по разным областям страны: М.А. Кастрен собрал материал по Этнография и языкам народов Севера и Сибири; А.Ф. Миддендорф исследовал Восточную Сибирь. Участники «Литературной экспедиции» (1856) - писатели и этнографы (А.Ф. Писемский, А.Н. Островский, С.В. Максимов) - публиковали материалы поездок по Европейской России. В. В. Радлов изучал (1860—70) тюркские народы Южной Сибири и Средней Азии.

Продуктивной была деятельность собирателей русского фольклора - В.И. Даля, П.В. Киреевского, П.Н. Рыбникова, А.Ф. Гильфердинга, А.Н. Афанасьева и др. Материалы по крестьянскому быту собирали П.С. Ефименко, П.И. Якушкин, И.Г. Пыжов и др.

С середины 19 в. началась разработка теоретических основ Этнография Представители либерально-буржуазного направления (Надеждин, К.Д. Кавелин) ограничивали задачи Этнография историко-познавательными целями; Кавелин сравнивал народные верования с геологическими пластами. Революционеры демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов) видели в Этнография средство познания современной жизни народа. Н.Г. Чернышевский среди других исторических дисциплин первое место отводил Этнография, которая давала понятие о «первоначальном виде» современных учреждений. Предвосхищая мысль Моргана и других эволюционистов, он писал, что «каждое племя, стоящее на одной из ступеней развития между самым грубым дикарством и цивилизациею, служит представителем одного из тех фазисов исторической жизни, которые были проходимы европейскими народами в древнейшие времена» (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 618).

Эти правильные мысли, однако, не получили широкого признания. В русской Этнография распространилось влияние мифологической школы (Афанасьев, А.А. Потебня, Ф.И. Буслаев, О. Миллер и др.).

После крестьянской реформы 1861 стала издаваться краеведческая литература, возникли местные научные и краеведческие общества. Новыми центрами Этнография стали общество любителей естествознания, антропологии и Этнография при Московском университете (ОЛЕАЭ, основано в 1864) и общество археологии, истории и Э. при Казанском университете (ОАИЭ, основано в 1878). ОЛЕАЭ была организована Всероссийская этнографическая выставка (1867), материалы которой были переданы в Румянцевский музей.

Главным направлением Этнография в пореформенную эпоху стало изучение общественного и семейного быта, сельской общины, юридических обычаев - проблем, вставших после отмены крепостного права. Плодотворно изучалось также народное творчество (С.В. Максимов, П.В. Шейн, Е.Р. Романов, В.Н. Добровольский, П.П. Чубинский и др.). В Сибири большую научно-собирательскую работу вели местные исследователи (Д. Банзаров, Г. Цыбиков) и ссыльные революционеры (И.А. Худяков, В.Г. Богораз, Л.Я. Штернберг и др.).

С 1870-х гг. расширилось изучение зарубежных стран (путешествия Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина и других по Центральной Азии, И.П. Минаева - в Индию, В. Юнкера - в Африку). Особое место в истории Этнография занимают исследования Н.Н. Миклухо-Маклая, посвятившего всю жизнь антропологическому и этнографическому изучению населения Океании.

Главным течением в Этнография стал эволюционизм: видные его представители - М.М. Ковалевский, семья Харузиных, Штернберг и Д.Н. Анучин, использовавший комплексный метод в исторических исследованиях (данные археологии, Этнография и антропологии). Значительным становилось воздействие марксизма. Его влияние испытал Ковалевский, изучивший патриархально-семейную общину как одну из форм разложения первобытнообщинного строя (важность этого открытия подчеркнул Энгельс). Н.И. Зибер в «Очерках первобытной экономической культуры» (1883) проанализировал первобытно-коллективистские производственные отношения.

С конца 19 в., помимо фольклора и общественно-семейного быта, серьезно стала изучаться материальная культура (поселения, одежда, орудия, промыслы), с чем связано появление и расширение этнографических музеев. Усилили научную деятельность крупнейший Музей антропологии и этнографии АН, Румянцевский музей (хранитель этнографических коллекций - Вс. Миллер). В 1902 основан этнографический отдел Русского музея (во главе с Д.А. Клеменцем). Появилась этнографическая периодика: «Этнографическое обозрение» (с 1889), «Живая старина» (с 1890) и до. Много материала было собрано частным «Этнографическое бюро» кн. В. Н. Тенишева (1898-1901). Разрабатывались научные принципы изучения фольклора (Б.М. и Ю.М. Соколовы, А.Н. Веселовский, Миллер), народной музыки (Е. Этнография Линёва соединила запись мелодии и текста). В работе Музыкальной этнографической комиссии, основанной в 1901, приняли участие Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев и др.

С начала 20 в. значительно возросло число популярных изданий, свидетельствующих о демократизации науки. Авторами общедоступных книг были Е.И. Водовозова, Д.А. Коропчевский, Я.А. Берлин и др. Появились коллективные издания и популярные серии: «Народы земли» (т. 1-4, 1903-11), «Народы России» (1905) и др., многотомное географическое издание «Россия» (под ред. В.П. Семёнова-Тян-Шанского, 1899-1914).

Накануне Октябрьской революции 1917 общая картина состояния Этнография в теоретическом отношении была пёстрой. Ощущалась необходимость новых методов исследования и обобщений (что особенно подчёркивал А.Н. Максимов).

Статьи по теме

Высокое Возрождение
Искусство Ренессанса не стояло на месте: если для Раннего Возрождения были характерны поиски и стремление создать новое, то Высокое Возрождение отличала зрелость и мудрость, сосредоточенность на главном. Именно в то время были рождены шед ...

Астрономия
Древние майя умели рассчитывать наступление солнечных затмений, знали периоды обращения Луны, Венеры, Марса, Сатурна, Меркурия и Юпитера. Астрономические наблюдения производились с вершин пирамид храмов невооруженным глазом. Кроме того, и ...

Национальная кухня
Кыргызская Республика известна не только, как край живописной природы, но и как страна с древней самобытной культурой, с сохраняющимися отдельными элементами кочевого образа жизни, соседствующего с современной цивилизацией. Кыргызская на ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация