Культура средневековой Европы

Материалы » Культура средневековой Европы

Русская литература насчитывает почти тысячелетнюю историю. Это одна из Старейших литератур Европы. Её начальный, или древнейший, период длился более семи столетий, с 11 по 17 век, и имел специфические черты, присущие средневековью, выражавшиеся, прежде всего, в мировоззренческой основе литературы и её рукописном характере.

Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с распространением христианства и славянской письменности. Христианство – письменная религия. Возникновение и развитие письменности обусловлено потребностью в изложении и распространении христианского вероучения. С одной стороны, переводная литература дала толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой её возникновение было в значительной степени подготовлено высоким уровнем развития устного народно – поэтического словесного творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в отличие от фольклора, литература формировалась иным типом мышления, на иной эстетической основе. Фольклор – результат творчества широких народных масс. Его среда обетования была гораздо шире среды обетования литературы. Литература – продукт деятельности не всей, а только образованной части общества.

Как область умственной деятельности, средневековая литература тесным образом была связана с философско – мировоззренческими представлениями писателей, выражая их прямо или отражая опосредованно. Для древнерусской литературы эта связь была тем более сильна, что в средневековый период художественный метод отражения бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от научно – познавательного метода по причине синкретизма средневекового личностного и общественного сознания. В результате развитие литературы было тесным образом связано с развитием философскомировоззренческой мысли Древней Руси. При периодизации литературного процесса необходимо не только исходить из смены и взаимоотношений исторических событий и эпох, но и учитывать процесс развития мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей связи этих двух процессов. В этой связи необходимо рассмотреть философско – мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17 вв., отражение взглядов в литературе и влияние их на развитие литературного процесса средневековья.

Миры видимый и невидимый в сознании книжно – образованных людей 10 – 13 вв., к которым относились и писатели, составляют сотворённую Богом Вселенную. В центре неё находится сам Творец. Оттуда взирает он на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из центра мироздания, из глубины иконы, отразили иконописцы в обратной перспективе икон. Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое, как бы «замыкает» икону. Благодаря обратной перспективе на человека обращён идущий из глубины иконы взгляд Создателя.

«Что есть человек, что ты знаешь о нём?» этими словами из Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке, о смысле жизни в «Поучении» детям киевский князь Владимир Мономах (1053-1125). Проблема человека в древнерусской литературе, на всём её семисотлетнем протяжении, остаётся центральной. И весь путь её можно обозначить как путь, начинающийся в 11 в. с постижения мироздания и определения места человека в нём, до постижения в 16 – 17 веках самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира и характера.; от духовности к душевности.

В 11 веке человек представлялся как малый мир, «микрокосмос»,подобие большого мира, «макрокосмоса», Вселенной. «Сотворил Бог человека, как бы некий второй мир: малый – в великом», говорит Иоанн Дамаскин.

Как и весь окружающий его мир, человек – божественное творение. И в значении своём они почти равнозначны. Наблюдая окружающий мир, человек убеждался в величии Творца. А человек – подобие Творца, вершина его творения, и тем он возвышается над сотворённым видимым миром.

Мир устроен волею Бога, и его движение изначально предопределено. Отсюда – провиденциализм в истории: события жизни не взаимосвязаны между собой, каждое из них происходит повелением свыше. Такой взгляд на историю отразился в крупнейшем историческом сочинении Киевской Руси – «Повести временных лет» первом отечественном летописном своде, составленном около1113 года мономахом Киево – Печерского монастыря Нестором.

В основу «Повести» легли русские летописные своды 11 в. и византийские хроники, тексты Священного писания и народные предания и легенды, рассказы очевидцев и личные впечатления составителей.

«Повесть» включила в себя разнообразные литературные жанры: от кратких погодных записей, повестей, поучений, притч, преданий до легендарно – библейских сказаний и княжеских житий.

Следует отметить, что историческая тематика занимает в древнерусской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых дошедших до нас историософском сочинении русского митрополита Илариона «Слове о Законе и Благодати», написанном между 1037 и 1051 годами, сделана удачная попытка осознать историческое место Древней Руси в контексте мировой христианской истории. В «Повести временных лет» эта тема получила своё дальнейшее развитие.

Литература Киевской Руси в 1238 – 1240 гг. была богата самыми разнообразными по темам и жанрам произведениями. Период 11 – 13 веков очень плодовит в жанрообразовательном плане. Древняя Русь быстро усвоила жанровую систему, привнесённую переводной, прежде всего, церковной литературой, и стала формировать свою собственную. Конечно же, жанры церковной литературы занимали в древнерусской письменности этого периода ведущее место, однако заметно и значительное развитие жанров мирской литературы.

В мирской литературе на протяжении многих столетий доминировала историческая тематика, а среди жанров – историческая повесть, во многих своих разновидностях: воинской повести, историческом сказании, повести о княжеских преступлениях и других. Некоторые из них входили в состав летописей, как изумительная по мастерству описания «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского», помещённая в «Повесть временных лет» под 1099 годом. Некоторые бытовали самостоятельно: «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и позднее включались в сборники или своды.

«Слово о полку Игореве» самая крупная жемчужина древнерусской словесности. Окружающие его произведения только оттеняют его достоинство. «Слово» Даниила Заточника впервые поставило проблему интеллектуального служения князю, превосходства ума над физической силой.

К середине 13 века уже сложилась определённая иерархическая система жанров в Древней Руси. В церковной литературе высшую иерархическую ступень занимали Евангелия, затем следовали книги апостолов, Апокалипсис, жития святых. В светской литературе доминировал жанр летописей, затем шли княжеские жизнеописания, исторические повести, слова, послания и так далее.

Во второй половине 13 века начинался новый этап в истории древнерусской литературы. Начался он переходным периодом, длившимся почти столетие. В его продолжение в уже устоявшейся мировоззренческой системе появляются представления, которые вышли за рамки этой системы и, в конечном итоге, её значительно изменили. Символ, как средство раскрытия смысла, обретения истины, уступил место реалиям. Накапливаемый практический опыт дал толчок познавательному мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к изменению в 14 – 16 столетиях мировоззренческой системы. Общий взгляд на мироздание, всеобщую историю, сменился в этот период конкретным взглядом на русскую историю, её отдельные события и остановился, наконец, на человеке.

Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писателей и изографоф. Происходящие перемены особенно заметны в иконе.

Постепенно, к концу 16 века, обратную перспективу вытесняет привычная для нас линейная перспектива. Изограф взглянул на мир глазами обыкновенного человека. В результате значительных изменений в мировоззрении, в центре внимания литературы оказался человек. Возник интерес к личности, к поступкам, чувствам и мыслям человека, отразившийся в исторической литературе и возникновении в 15 веке оригинальных бытовых повестей. В произведениях появилась личностная оценка писателя происходящих событий. Наряду с официальной государственной точкой зрения, в литературе стал проявляться частный взгляд на историю и личности.

Конечно, 16 век нельзя сравнивать ещё с 19 веком, с расцветом глубоко психологической русской прозы, но всё же к концу 16 века наметился существенный поворот во взглядах на человека. Причина этих перемен – в возросшем интересе к знаниям. В 14 – 16 столетиях переводится разнообразная средневековая научная литература, развиваются ремёсла, прикладные знания. Появился значительный интерес к своему историческому прошлому. Появляется осознание неповторимости эпох и событий, ценности человеческой личности.

Интерес к личности привёл к усилению и обогащению личностного начала в литературе. Стали выражаться различные мнения по поводу тех или иных явлений русской жизни, всё более отчётливо стали проявляться особенности индивидуального стиля писателя.

Не случайно в этот период появляются первые профессиональные писатели, которые наряду со своей основной деятельностью профессионально занимались и литературой. Так, Киприан был митрополитом, Епифаний Премудрый – монахом, оба были авторами житий.

Расширение кругозора, стремление пополнить географические знания способствовали появлению произведений о путешествиях.

Конец 15 века и век 16 – это расцвет публицистики в древнерусской литературе. Впервые появляется вымысел в исторических произведениях.

17 век внёс свои значительные коррективы в средневековые представления Древней Руси, и сказываются они, прежде всего, в секуляризации мировоззрения: отделении религиозного начала от мирского. Появляются новые виды литературы – драматургия и силлабическое стихотворство.

Одна из важнейших заслуг 17 века в развитии литературы – открытие характера. У персонажей лучших светских повестей 17 века уже показано сложное переплетение добрых и плохих черт, возникает представление о характере и его формировании под воздействием обстоятельств и влиянием других персонажей, количество которых в повести значительно расширяется. Повести заняли ведущее место в литературе 17 века.

Литература подошла к новому периоду в своей истории.

Статьи по теме

Иконография Екатерины II в миниатюрных портретах
В XVIII веке в русском изобразительном искусстве возникает такая особая разновидность портрета, как миниатюра. Миниатюры это небольшие произведения, выполненные на эмали, фарфоре, картоне, пергаменте, бумаге, на тонких костяных пластинках ...

Живопись Пскова
Псковская живопись XIV—XV вв., подобно зодчеству, очень оригинальна и почвенна. Эти качества ярко выразились уже в одном из ранних памятников изобразительного искусства XIV в.— росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря ...

Истоки возникновения современнои музыкальной субкультуры
На сегодняшний день существуют множество разных, не похожих друг на друга современных музыкальных стилей. А где их истоки? Кто их «родители»? Вот именно на этот вопрос я вам и отвечу. Тема моего реферата: «Истоки современной музыкальной ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация