Исторические особенности Серебряного века

Культура Серебрянного века » Исторические особенности Серебряного века

Страница 1

К моменту вступления Александра III на престол расстановка сил в Европе начинает меняться. После поражения Франции во франко-прусской войне начинается процесс складывания новых политических группировок. Дальнейшая роль России в европейской политике должна была определиться той позицией, которую она займёт в этой ситуации. Заключённый при Александре II австро-русско-германский союз, провозглашённый как Союз трех императоров, почти полностью потерял к себе доверие после Боснийского кризиса 1875 - 1878гг., в ходе которого Бисмарк открыто поддержал Австро-Венгрию, заключив с ней союз против России. Напряжение в Европе постепенно росло, требовалось новое соглашение, уравновешивающие политику австро-германского блока.

1881 - 1886гг. Вступив на престол в 1881 году, Александр III некоторое время продолжал германофильскую политику своего отца. В начале 80-х гг. Германия оставалась для России важнейшим рынком сбыта сельскохозяйственной продукции. К тому же союз с ней мог стать опорой в борьбе против Англии - на тот момент главного политического соперника России, особенно в связи со столкновением колониальных интересов двух держав в Средней Азии.

1882 г. В тоже время Германия охотно идёт на сближение с Италией, крайне недовольной колониальной политикой Франции (в частности, Италия претендовала на Тунис, над которым Франция успевает установить свой протекторат). Германо-Итальянское политическое партнёрство и далее будет целиком держаться на взаимном соперничестве с Францией. К союзу также была привлечена Австрия, надеявшаяся на союзную помощь, в случае борьбы с Россией. Результатом переговоров трёх правительств явился подписанный 8(20) мая 1882 г. в Вене тайный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией, известный под названием Тройственного союза. Согласно этому договору союзные державы обязывались не участвовать в союзах, направленных против одной из них.

Роль России в европейской политике вполне заметно отходила на второй план. Это несложно видеть, хотя бы по отношению сильнейших держав, ещё недавно воспринимавших её как равную себе, теперь, без особых сомнений, создающих союз военного толка без всякого её участия (“благожелательный нейтралитет”, в контексте обострения отношений с Францией, вполне можно считать военным союзом). В такой ситуации Союз трёх императоров для этих держав, вероятнее всего, являлся вспомогательной и временной мерой, призванной исключить возможность русско-французского союза (могущего укрепить главного соперника - Францию). Понятно, что в таком виде прочность этого союза уже тогда можно было поставить под сомнение. Действительное отношение Германии и Австро-Венгрии к своим “обязательствам” становится особенно заметным в свете событий на Балканах.

Тот факт, что в Балканском конфликте Австро-Венгрия и Германия выступили против России, несомненно, подрывал “Союз трех императоров”, который к моменту истечения срока своего действия (1887 г.) и так был фактически аннулирован. При участии германской дипломатии в 1887г. был заключен австро-англо-итальянский союз - Средиземноморская Антанта. Его главной целью был подрыв русского влияния в Турции. По сути своей это была новая политическая группировка, направленная не только против Франции, но и России. Как уже было сказано, что очень важно, основателем этого блока была Германия.

Очевидно, что Россия была ограничена в выборе союзников - таким союзником должно было стать государство, достаточно сильное, чтобы противостоять членам Средиземноморской Антанты. Ввиду резкого роста противоречий между Россией и Германией, даже англо-русское колониальное противостояние, казалось не столь непримиримым. Такая резкая смена межгосударственных установок кажется особенно неожиданной, в свете предшествующих тому конфликтов Англии и Российской империи, особенно в Средней Азии. Надолго Средняя Азия станет неотъемлемой частью российского государства (вместе с рядом трудно ассимилируемых национальностей, управление которыми и дальше будет требовать постоянного внимания).

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Поздние картины. Проповеди Саванаролы. Закат творчества художника
В последний период творчества Боттичелли болезненное беспокойство художника сменяется настроением мрачного отчаяния. Это настроение связано было, несомненно, с бурным развитием событий во Флоренции в конце 15 века. Еще при жизни Лоренцо В ...

Костюм Франции
Основной ассортимент мужской одежды этого периода можно считать установившимся еще с XVI в. Это— белье (сорочка, штаны), куртка, верхняя одежда, головные уборы, обувь. Силуэт, форма, детали, дополнения на протяжении периода менялись неско ...

Жанровая живопись
С точки зрения внутренней иерархии жанровая живопись числилась в Академии художеств на одном из последних мест. Вместе с тем это очень своеобразное явление. В целом для русского искусства характерно позднее появление и незначительное расп ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация