Скульптура

Культура Серебрянного века » Скульптура

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Скульптура в начале XX в. развивалась под сильным влиянием Импрессионизма, который заставлял мастеров обращаться к поиску новых пластических объемов, уделять большое внимание динамике образов Пути развития русской скульптуры конца XIX - начала XX века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвовали в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становились материалы: применялись не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делались попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время работала блестящая плеяда скульпторов - П.П.Трубецкой, А.С. Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев. Самым первым последовательным представителем этого направления П.П. Трубецкой, отказывается от импрессионистической моделировки поверхности, и усиливает общее впечатление давящей грубой силы. Он создал 50 скульптурных произведений: «Московский извозчик» (1898), «Княгиня М.К. Тенишева» (1899), «И.И. Левитан» (1899), «Ф.И. Шаляпин» (1899-1890), «С.Ю. Витте» (1901) и др. Живописные по лепке статуэтки («Лев Толстой на лошади», 1900), конный памятник Александру III в Санкт-Петербурге (открыт в 1909). В 1906 уехал в Париж, в 1914 — в США. В этот период исполнял бюсты и скульптуры выдных деятелей европейской и американской культуры того времени. Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной, которая переработала принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа. Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями.

На искусстве Анны Семеновны Голубкиной (1864-1927) лежит печать ее времени. Оно подчеркнуто одухотворенно и всегда глубоко и последовательно демократично. Голубкина - убежденный революционер. Ее скульптуры “Раб” (1905), “Идущий” (1903), портрет Карла Маркса (1905) - естественный отклик на передовые идеи современности. Голубкина - большой мастер психологического скульптурного портрета. И здесь она осталась верной себе, с одинаковым творческим подъемом работая над портретами и Великого писателя (“Лев Толстой”, 1927), и простой женщины (“Марья”, 1905.). Особенным богатством и разнообразием стилических и жанровых форм отличалось скульптурное творчество Сергея Тимофеевича Коненкова (1874-1971). Его работа “Самсон, разрывающий узы” (1902) навеяна титаническими образами Микеланджело. “Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин” (1906) - это олицетворение несокрушимой воли, закаленной в огне классовых битв. После поездки в Грецию в 1912 г., подобно В.Серову, он увлекся древней архаикой. Образы языческой древнегреческой мифологии переплетались с образами древнеславянской мифологии. Абрамцевские идеи фолькллерности воплощались также в таких работах, как “Великосил”, “Стрибог”, “Старичек” и др. “Нищая братия” (1917) воспринималась как уходящая в прошлое Россия. Вырезанные из дерева фигуры двух нищих горемычных странников, сгорбленных, корявых, закутанных в лохмотья, одновременно реалистичны и фантастичны. Традиции классического ваяния возрождал Иван Тимофеевич Матвеев (1878-1960), ученик Трубецкого в Московском училище. Он разработал минимум основных пластических тем в мотивах обнаженной фигуры. Наиболее полно пластические принципы матвеевской скульптуры раскрываются в образах юношей и мальчиков (“Сидящий мальчик”, 1909, “Спящие мальчики”, 1907, “Юноша”, 1911, и ряд статуй, предназначенных для одного из парковых ансамблей в Крыму). Античные легкие изгибы фигур мальчиков у Матвеева сочетаются со специфической точностью поз и движений, напоминающих полотна Борисова-Мусатова. Матвеев в своих работах воплотил современную жажду гармонии в современные художественные формы. В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.

Статьи по теме

Иконы для церквей: царские дары
Иконы казаков, создавших форпосты русского населения в Сибири в конце XVI века помещались в церквах и часовнях, однако их было мало, так как уже в восьмидесятые годы, вскоре после похода Ермака, началось активное строительство храмов. Их ...

Иконописное наследие Алтая
Существовавший с 1747 г. Колывано-Воскресенский горный округ в 1834 г. переименован в алтайский горный округ. На рубеже XVIII-XIX веков в него входили нынешние Алтайский край, республика Горный Алтай, Новосибирская, часть Томской, Кемеров ...

Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве
Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus — образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. Его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симмет­рии, направленности, сдерж ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация