Скульптура

Культура Серебрянного века » Скульптура

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Скульптура в начале XX в. развивалась под сильным влиянием Импрессионизма, который заставлял мастеров обращаться к поиску новых пластических объемов, уделять большое внимание динамике образов Пути развития русской скульптуры конца XIX - начала XX века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвовали в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становились материалы: применялись не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делались попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время работала блестящая плеяда скульпторов - П.П.Трубецкой, А.С. Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев. Самым первым последовательным представителем этого направления П.П. Трубецкой, отказывается от импрессионистической моделировки поверхности, и усиливает общее впечатление давящей грубой силы. Он создал 50 скульптурных произведений: «Московский извозчик» (1898), «Княгиня М.К. Тенишева» (1899), «И.И. Левитан» (1899), «Ф.И. Шаляпин» (1899-1890), «С.Ю. Витте» (1901) и др. Живописные по лепке статуэтки («Лев Толстой на лошади», 1900), конный памятник Александру III в Санкт-Петербурге (открыт в 1909). В 1906 уехал в Париж, в 1914 — в США. В этот период исполнял бюсты и скульптуры выдных деятелей европейской и американской культуры того времени. Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной, которая переработала принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа. Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями.

На искусстве Анны Семеновны Голубкиной (1864-1927) лежит печать ее времени. Оно подчеркнуто одухотворенно и всегда глубоко и последовательно демократично. Голубкина - убежденный революционер. Ее скульптуры “Раб” (1905), “Идущий” (1903), портрет Карла Маркса (1905) - естественный отклик на передовые идеи современности. Голубкина - большой мастер психологического скульптурного портрета. И здесь она осталась верной себе, с одинаковым творческим подъемом работая над портретами и Великого писателя (“Лев Толстой”, 1927), и простой женщины (“Марья”, 1905.). Особенным богатством и разнообразием стилических и жанровых форм отличалось скульптурное творчество Сергея Тимофеевича Коненкова (1874-1971). Его работа “Самсон, разрывающий узы” (1902) навеяна титаническими образами Микеланджело. “Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин” (1906) - это олицетворение несокрушимой воли, закаленной в огне классовых битв. После поездки в Грецию в 1912 г., подобно В.Серову, он увлекся древней архаикой. Образы языческой древнегреческой мифологии переплетались с образами древнеславянской мифологии. Абрамцевские идеи фолькллерности воплощались также в таких работах, как “Великосил”, “Стрибог”, “Старичек” и др. “Нищая братия” (1917) воспринималась как уходящая в прошлое Россия. Вырезанные из дерева фигуры двух нищих горемычных странников, сгорбленных, корявых, закутанных в лохмотья, одновременно реалистичны и фантастичны. Традиции классического ваяния возрождал Иван Тимофеевич Матвеев (1878-1960), ученик Трубецкого в Московском училище. Он разработал минимум основных пластических тем в мотивах обнаженной фигуры. Наиболее полно пластические принципы матвеевской скульптуры раскрываются в образах юношей и мальчиков (“Сидящий мальчик”, 1909, “Спящие мальчики”, 1907, “Юноша”, 1911, и ряд статуй, предназначенных для одного из парковых ансамблей в Крыму). Античные легкие изгибы фигур мальчиков у Матвеева сочетаются со специфической точностью поз и движений, напоминающих полотна Борисова-Мусатова. Матвеев в своих работах воплотил современную жажду гармонии в современные художественные формы. В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.

Статьи по теме

Культура конца XIX века
Общий характер многочисленных явлений, равно как и выражающееся в них основное настроение, принято было называть настроением "конца века" (fin de siecle). Французы первые переняли то душевное настроение, которое обозначается эти ...

Мировоззрение
Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом (от лат. — человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гуман ...

Значение и роль костюма в социально-культурологическом аспекте
Костюм — одна из сложных систем, существующих в пространстве культуры и тесно взаимодействующая со многими ее элементами. Ни одна из вещей в культуре, пожалуй, не обладает таким многообразием функций, как костюм. Костюм — это экран, на к ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация