Советская культура 80-х годов XX века

Материалы » Культура России ХХ века » Советская культура 80-х годов XX века

Восьмидесятые годы — время сосредоточения худо­жественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеоб­щего греха, плахи заставляет художников прибегать к та­ким формам художественно -образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, выра­батывали собственную гражданскую позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов — является возникновение мощного потока «возвращенной" художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слуша­теля, читателя тех лет.

Культура восьмидесятых годов отличается наметив­шейся тенденцией дать новую концепцию человека и ми­ра, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально— историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х на­чала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несо­стоявшийся естественный момент своего развития (спокой­но пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознани­ем личности в ее отношениях с миром природы и миром лю­дей в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синте­зирующему стили разных эстетических ориентаций.

В силу специфики российской истории и, в частности, наличия в об­ществе принципиально от­личных друг от друга соци­ально-экономических укла­дов и социокультурных слоев, осознание необходимости преобразований происходит, как правило, очень непросто. Ключевский подчеркивал, что особенностью стран, отстав­ших от передовых держав, является то, что «нужда ре­форм назревает раньше, чем народ созревает для рефор­мы». В России первыми понимали необходимость реформ интеллигенция или отдельные представители господствую­щей элиты, испытавшие на себе определенное влияние за­падной культуры. Однако в силу инертности подавляющей части общества и отчужденности государственной власти идеи реформ, как правило, распространялись крайне мед­ленно. Это, в свою очередь, нередко провоцировало их ра­дикальных сторонников на антиправительственные вы­ступления или, по меньше мере, на пропаганду. Подавле­ние этих движений (например, декабристов и народников в XIX в., диссидентов в прошлые десятилетия) лишь вызы­вало обратную реакцию и отдаляло реформы.

Вместе с тем, идея необходимости преобразований по­степенно проникала в умы государственных деятелей и именно государство начинало реформы. Отсюда огромное, решающее значение для судеб преобразований имела по­зиция верховной власти: царей, императоров, генсеков, а ныне, и президентов. Отдельные из них были в числе пер­вых, кто осознал и начал реформы. Это, конечно, Петр Ве­ликий, а отчасти и Александр I. Однако последний, воз­можно, как и его бабушка — Екатерина II, не рискнули по­добно Петру I поставить на карту собственную судьбу и начать радикальные преобразования, ломая сопротивление и апатию правящей элиты, да и в значительной мере — народа.

Статьи по теме

Альфред Сислей
Среди импрессионистов также должно быть названо имя Альфреда Сислея (1839-1899 гг.). Он, англичанин, живший во Франции, - самый умеренный среди классиков импрессионизма. Сислей пользовался импрессионистским методом, не увлекаясь его крайн ...

Типология знаковых систем культуры
Говорить о семиотике культуры – значит говорить о культуре как о знаковой системе, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, уметь устанав ...

Развитие иконописи в Туринске
Наряду с монастырями в XVIII-XIX вв. иконописанием занимались мастера практически во всех уездных городах Зауралья. Наиболее показательным примером взлета и последовавшего за ним быстрого упадка местной традиции может служить Туринск. В ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация