Тоталитаризм и культура

Материалы » Культура России ХХ века » Тоталитаризм и культура

Страница 1

Долгое время в советском обществоведении господствовала точка зрения, согласно которой 30-40-е годы нашего века объявлялись годами массового трудового героизма в эконо­мическом созидании и в социально-политической жизни общества. Много было сказано и написано о невиданных в Истории масштабах развития народного образования. Здесь решающими стали два момента:

1) Постановление XVI съезда ВКП /б/ «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР»(1930 г.); 2) Выдвинутая И. Сталиным в тридцатые годы идея обновления «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получе­нию образования на вечерних и заочных отделениях вузов «без отрыва от производства».

Первые стройки пятилетки, коллективизация сель­ского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принад­лежать исключительно важная роль в духовном разви­тии социалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельст­вуют показатели посещаемости театров, концертных за­лов, художественных музеев и выставок, развитие кино­сети, книжное издательство и пользование библиотечны­ми фондами.

Официальное искусство 30-40-х годов было припод­нято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего иде­ального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь ввиду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х годов ве­ра в социалистические идеалы, громадный авторитет пар­тии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отраже­ние и в художественной жизни страны.

В 1932 году, выполняя решение XVI съезда ВКП /б/ в стране были распущены ряд творческих объединений -— Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года от­крылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А. Жданов, изложивший большевистское видение художе­ственной культуры в социалистическом обществе. В каче­стве «основного творческого метода» советской культуры был рекомендован «социалистический реализм». Новый метод предписывал художникам и содержание, и струк­турные принципы произведения, предполагая существова­ние «нового типа сознания», которое появилось в результа­те утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом Ждановское опреде­ление соцреализма опиралось на данное Сталиным — в угоду техническому мышлению эпохи — определение пи­сателей как «инженеров человеческих душ». Тем самым художественной культуре, искусству придавался инстру­ментальный характер, или отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

Однако художественная практика 30-40-х годов ока­залась значительно богаче рекомендуемых партийных ус­тановок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим пер­сонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших историчес­ких произведений: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингизхан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого.

В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Ми­халкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказ­ки А. Толстого, Ю. Олеши.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Особенности монолога
В устной речи, кроме диалога, распространен также монолог. Монолог (от греч. слова monologos, состоящего из двух корней: monos - один и logos - речь) - это речь одного человека, обращенная либо к самому себе (например, размышления наедине ...

Жизненный круг семьи
У русского крестьянина не существовало противопоставле­ния одного жизненного периода другому. Жизнь для него была единое целое. Такое единство основано, как видно, не на статичности, а на постоянном неотвратимом обновлении. Разрыв в цепи ...

Отношение ко времени
В Японии время носит менее явное понятие, оно не линейно, а концентрично. Нисимура Ясуко писал: "Будь то смена времен года - весны, лета, осени и зимы или чередование рассвета с закатом, дня с ночью, японцам свойственно постоянное о ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация