Культура России XVIII в

Материалы » Культура России XVIII в

Страница 2

Появились профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге – танцевальная школа (ныне Училище имени А.Я. Вагановой); в Москве – Балетное училище и Академия художеств.

В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.

Книгоиздание. В 1708-1710 была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, что способствовало увеличению издания светских гражданских книг и учебников.

С 1703 года стала выходить первая печатная газета «Ведомости», издававшаяся по указу Петра I. В «Ведомостях» публиковались военные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах, иностранная хроника и др.

Большая заслуга развития Российского книгоиздания принадлежит русскому просветителю, писателю, журналисту Н.И. Новикову. В его типографиях печаталось около трети издаваемых в последней четверти XVIII века книг. Он издавал книги по всем отраслям знаний, а также сатирические журналы «Трутень», «Живописец», Кошелёк», в которых выступал ярым противником крепостного права. Новиков – организатор библиотек и школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России.

Литература. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. В это время популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя А. Кантемира (1708-1744), одного из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Поэт – филолог В.К. Тредиаковский (1703-1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе « Новый краткий способ к сложению российских стихов» сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.

Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.

Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества Г.Р. Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. В известной оде « Фелица» показывается образ идеального монарха. Автор призывает «истину царям с улыбкой говорить». Державин сочетает «высокие» и «низкие» стили, вносит элементы живой речи в русский язык.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин (1744/45-1792). Его комедии, сатирически изображавшие нравы дворянского сословия, обличавшие невежество, тиранию, крепостное право как корень зла всех бед в стране, положили начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы.

Н.М. Карамзин – автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь» был основоположником русского сентиментализма. Основное сочинение Карамзина «История Государства Российского» (в 12 томах) – новый этап в развитии русской исторической науке и вместе с тем образец русской прозы. Свой труд автор адресовал всем слоям российского общества.

Архитектура. Строительство. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области архитектуры и строительства. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка, рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стране растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

Выдающимся зодчим Москвы того времени был Д.В. Ухтомский (1719-1774), представитель стиля русского барокко. Наиболее значительное его творение – колокольня Троице-Сергиевой лавры, отличающаяся многоярусной композицией и богатством декоративного убранства. В 1749 году Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы: В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме

Общая характеристика понятия иконопись
Иконопись (от икона и писать), иконописание, иконное писание. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского ...

Письменность
Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям. В настоящее время насчитывается около 2 тыс. ...

Основы Древнеегипетского музыкального искусства
Искусство слова — самое конкретное из всех сфер про­явления духовной сущности человека. Самой отвлеченной и эмоциональной является музыка. Если литературные памятники донесли до нас велико­лепные образцы мифопоэтического и лирического жа ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация