Состояние просвещения и печати

Материалы » Культура пореформенной России » Состояние просвещения и печати

Страница 1

После реформы 1861 г. развитие системы образования ускорилось. Реформа Александра 2 в области образования была продиктована потребностью модернизации страны. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат. Реформа сыграла значительную роль в демократизации народного образования, увеличении числа учебных заведений и учащихся.

Для начального обучения создавались три типа школ: народные училища министерства народного просвещения, земские и церковно приходские. Срок обучения в них, как правило, не превышал трех лет. Лучшее образование давали земские школы, где обычно преподавали прогрессивно настроенные учителя. Правительство стремилось усилить роль церковно-приходских школ, которые подчинялись Синоду и основной упор делали на нравственное воспитание в духе православия. Подобную же политику власти проводили и в отношении народных училищ. По почину крестьянских сельских обществ открывались двухгодичные вольные школы грамоты, близкие по типу к церковно-приходским. В результате, если к 1861 г. Имелось около 3 тыс. школ для государственных крестьян, то к 1881 г. В 60 губерниях Европейской части России было почти 23 тыс. начальных школ. В них училось 900 тыс. мальчиков и более 200 тыс. девочек. Всего к концу века начальное образование получали около 4 млн. учеников, но значительная часть детей оставалась вне школ.

Среднее образование давали семиклассные гимназии. Купцы, мещане, крестьяне вновь получили право учиться в гимназиях, которое было им предложено Александром 1 и отнято в 1823 г. Николаем 1. Однако высокая плата за обучение закрывала доступ в гимназии большинству простонародья. Гимназии делились на классические (большее внимание уделялось древним языкам - латыни и греческому) и реальные (большее внимание- математике и естествознанию). Окончание классической гимназии давало право без экзаменов поступить в университет, реальной - в технические вузы. Возникли и прогимназии, которые давали сокращенный курс, равный первым четырем классам гимназии. В 1858 г. открываются первые женские училища, в 1862 г. – женские семилетние гимназии, но с более сокращенной по сравнению с мужскими гимназиями программой общеобразовательных дисциплин. Кроме того, в стране существовали частные школы, лицеи, пансионаты, где уровень образования был высок, но обучение стоило очень дорого.

В пореформенной России получает дальнейшее развитие высшее образование. Росло число высших технических учебных заведений. Заметную роль в этом сыграл новый университетский устав 1863 г. По нему университеты вновь получали автономию, что расширяло их права, ослабляло бюрократическую опеку и способствовало демократизации университетской жизни. Ректор Московского университета, историк С.М. Соловьев так выразил точку зрения на место ученого в обществе: "Пока в образованном человечестве будут цениться умственные способности, ученые заслуги и литературные труды, до тех пор ученый, профессор будет иметь нравственный авторитет".

В 70-х г. было положено начало высшему женскому образованию. До этого девушек в университеты не допускали, так как это считалось опасным и неприличным. В Москве, Петербурге, Казани, Киеве открылись женские курсы, дававшие слушательницам высшее образование. Особую известность получили высшие женские курсы, отрытые в Петербурге (1878) по инициативе профессора, историка К.Н. Бестужева-Рюмина.

Всего к концу века в России насчитывалось 63 высших учебных заведения (в конце 50-х гг. их было 14), включая 10 университетов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов, в том числе 1,5 тыс. женщин.

Успехи просвещения в России 19 в. были всеохватывающими. Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину века более чем в три раза, хотя и составил к 1897 г. всего 21,1%.

Развитие образования невозможно представить себе без книг, журналов, газет. К 1890 г. Россия вышла на третье место в мире по количеству названий издаваемой литературы. Число типографий выросло за 1855-1895 гг. с 96 до 1315.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Теории строительства египетских пирамид
Обычно все теории начинают рассматривать Большую Пирамиду Хеопса, полагая, что если найденный метод объяснит, как создавалась эта пирамида, то можно будет объяснить как создавались и все другие пирамиды в Египте. Впрочем, нет никаких дока ...

Культура СССР в послевоенное время
Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, с ...

Культура древних славян
В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия - комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов. Проявлениями языческого культа были обрядовые празднества - календарные, т. е. связанные со сменой времен года, ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация