Жилище

Материалы » Культура ногайского народа » Жилище

Образ жизни ногайцев отразился на типах их жилищ. Их можно разделить на 2 типа: юрты "термэ", "отав", "уъй".

Юрты были приспособлены к кочевому быту народа. Юрты типа "термэ" была разборной, а типа "отав" - неразобной. "Термэ" состояло из решеток их разных видов дерева, войлока, досок, веревок. "Юрту" обычно устанавливали женщины. Богатые накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, а бедняки – серым войлоком. Внутри юрты стены обтягивали камышовым циновками (шипта), а богачи и коврами".

Пол устилали войлоком и ковром. В центре юрты находился очаг (тандыр) для обогрева и приготовления пищи. Здесь непременно стоял треножик. На верху было отверстие, откуда выходил дым (рис.1).

Вторым типом кочевого жилища ногайцев было юрта отав. "Кибитка отау состоит из нижнего и среднего обручей (эрге), верхнего – ешгаракръ, меньших - шиктал, находящихся между верхним и средним, продольных прутьев – ашямай, двух дверных половинок, порога и перекладины - босача и шеста – крок, на котором утверждается верхняя стеганная закрышка - тунунукъ. К двери привязывается занавеска - эсик".

Во второй половине 19 века юрта-отав использовались только как свадебная юрта молодоженов. Она украшалась специальным войлоком. Такая юрта ставилась рядом с терме (рис.2).

Юрты устанавливались рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственного поселения. В центре его стояла кибитка старшего из родственников, главы всего квартала.

Распределения мест в юрте было половозрастным. На самой почетной северной стороне сидел глава семьи. Эта древняя традиция было зафиксирована Г.Д. Рубруком уже в 13 веке. Он писал: "Помещают послеь господина на северную сторону, а место женщины с восточной стороны, место мужчины с западной стороны. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне".

Почетное место главы семьи называлось "тоър". На это место ни кто не не имел право сесть даже в отсутствии главы семьи. На правую сторону рассаживали гостей по старшинству, затем мужскую половину семьи. "Если среди гостей находился старик, старше главы семьи, то почетное место занимал он. По левую сторону от него садились жену по старшинству, ближе к дверям невестки. Между невестками и женами садились дочери главы семьи". Если они раздельно. Сначала ели мужчину, затем жены и дочери, а в последнюю очередь – невестки.

Внутреннее убранство юрты описал подробно Е. Ананьев: "Переступив порог кибитки, на северной стороне ее можно увидеть зеркало (бияла) с пестрой рамкой, набитые разным платьем сумки (ярган-торба) по правую сторону находится кровать (орындык). На кровати бывает несколько подушек (ястык) с пестрыми наволочками (ястык тыс), тюфяк (миндир) и одеяла (юркан). Около кровати есть полка (ундрук), на которой ставятся чашки (аяк), ложки (кашык), ковши (чумык), сито (ситлык)". Рядом с орындык всегда столя сундук (рис.3).

Каждая семья старалась нарядно убрать юрту. Деревянные изделия украшались резьбой, войлочные – орнаментом.

Особенно украшалась юрта-отав. Ковры и другие предметы интерьера изготовляла сама невеста. Отличительным признаком молодоженов был войлочный флаг.

Юрты-термэ, отав были типичны для ногайцев степных районы до первых лет Советской власти.

Переход к оседлости привел к строительству постоянных жилых домов (уъй). Дом имел кухню-сени (аятюй) и спальни (ичюй). Дома были многокамерными. По мере женитьбы сыновей к дому пристраивались новые комнаты. "Основным строительным материалом для дома был глина, входящая в стостав кирпича. Двери и окна выходили на юг. При строительстве широко использовалась родовая и соседская взаимопомощь". Из леса изготовляли рамы (терезе), косяки окон и дверей (энеге), двери (эсик), (капы). Большинство домом было из двух комнат с одной прихожей. У степных ногайцев в период перехода к оседлости сохранялась юрта, используемая как кунадская. Топили по большой части кизяком (тезек). Для освещения служил жировой светильник, который ставили около печи. "С конца 19 века стали использовать керосиновые лампы (майширак). Во дворе строили помещения доя овец (къотан), крупного рогато скота (аран). По традиции во дворах стоят печи для выпечки хлеба". С ростом благосостояния и культуры ногайцев, их жилища приобрели совершенно новый облик.

Статьи по теме

Характеристика художественных течений
Весной 1874 года группа молодых художников-живописцев, включающая Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Дега, Сезана и Берту Моризо, пренебрегла официальным Салоном и устроила собственную выставку. Подобный поступок уже сам по себе был революци ...

Этика речевого общения
Культура речи оказывает определенное влияние на этику общения. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретны ...

Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней
Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в "Истории государства российского" Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит сведения об их произведениях. Они становятся предметом изучения д ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация