Буддизм

Материалы » Культура Индии » Буддизм

«Буддизм как религия без бога, души и церкви.

Что сделало буддизм мировой религией.

Отличие буддизма от других религий.

«Буддизм для себя» и «буддизм для другого».

Что есть философия в раннем буддизме».

(В.Г. Лысенко «Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия »)

Слово «буддизм» по своему происхождению не является самоназванием. Оно было введено европейцами в ХIХ в. и уже в начале ХХ в. принято самими буддистами. Кроме «буддизма» на Западе использовались и другие слова: «буддаизм», «религия Бо» (искаженное от Бодхи – «дерева просветления», под которым Будда прозрел высшую мудрость.) Сами буддисты называли свою религию «буддха Дхарма» (учение Будды), а себя – бауддха, т.е. последователями Будды.

Буддизм является древнейшей из мировых религий. Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакья-муни, известного миру под именем Будды, Просветленного.

Однажды, сидя под деревом Бодхи, предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг «прозрел». Он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны (дословно - угасание). Познав эти четыре истины, Гаутама, ставший Буддой, Просветленным, несколько дней после этого просидел под деревом, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Маара, который его подверг искушениям, предлагая все блага мира – золото, власть, славу и пр. но Будда усилием воли заставил демона отступить, после чего в лесу у города Бенарес произнес свою первую проповедь. Его слушателями были пять аскетов, впоследствии ставшие его учениками.

В течение 40 лет Будда (мудрец из племени шакьев) проповедовал свое ученье. В итоге оно широко распространилось в Индии и вышло за его пределы. В III в. до н.э. индийский царь Ашока объявил буддизм государственной религией Индии. И с этого времени буддизм начал успешное шествии по миру.

Со II по IХ в. в орбите буддийского влияния оказалась большая часть азиатского материка. В наше время он является преобладающей религией в странах Южной и Юго-восточной Азии – во Вьетнаме, Камбодже, в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, а в Монголии, в Тибете. Сохраняет существенное влияние в Китае, Республике Корея, Японии. В России буддизм традиционно исповедует население Бурятии, Калмыкии и Тувы.

Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не формулировано в каком – то едином и универсальном виде, рассчитанном на всех без исключения людей. Дхарма – это всегда конкретное послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Нет Дхармы вообще, есть Дхарма, изложенная с учетом индивидуальных особенностей каждой категории верующих.

Буддизм не признает бессмертной души, он отличается от других мировых религий и своим пониманием божества. Буддизм не является монотеистической (верой в единого бога), ни политеистической (верой в разных богов) религией. Будда не отрицает существование богов и других сверхъестественных существ (демонов – асуры, духов предков, существ ада, богов в виде животных, птиц и т.п.), он считает, что они тоже подчинены действию кармы, «закона морального воздаяния», согласно которому поступки человека определяет его участь в будущих перерождениях независимо от Варны (четыре основные группы древнеиндийского общества, из которых развилась кастовая система: брахманы – жрецы, кшатрии – войны, вайшьи – землевладельцы, торговцы, шудры - слуги).

В буддизме, в отличие от христианства и ислама, нет церкви. Сангха – буддийская община – это скорее духовное братство, создающее условия для более эффективного самостоятельного продвижения по буддийскому пути, прежде всего – жесткую дисциплину (Виная) и руководство опытных наставников.

В буддизме выделяют несколько направлений (ян): хинаяну («малый путь»), малахаяну («великий путь») и ваджраяну («алмазный путь»). Эти направления, как можно заметить, различаются по характеристики пути – путь к освобождению от перерождения как основной цели человеческой жизни.

С точки зрения первого направления освобождение, нирвана, доступно только членам сангхи, т.е. монахам. А второе направление утверждает возможность спасения всех. Хинаяна представляет собой суровую и монашескую религию, рассчитанную на неустанную работу над собой полное одиночество на пути к вышей цели; махаяна учитывает интересы и мирских последователей Будды, обещая им поддержку и любовь и проявляя гораздо больше снисходительности к их человеческим слабостям.

Итак, историю развитие буддизма можно разбить на периоды: «ранний» - время жизни и проповеднической деятельности Будды Шакья-муни (V – IV вв. до н.э.);»школьный буддизм», или хинаяна – период после смерти Будды до раскола на тхевараду и махасангхику (VI – III вв. до н.э.).

Статьи по теме

Некоторые особенности исторического пути Югославии
Восточный вопрос! Кто из нас в этот месяц не переживал довольно необыкновенных ощущений, и сколько было толков в газетах! И какое смущение в иных головах, какой цинизм в иных приговорах, какой добрый честный трепет в иных сердцах, какой г ...

Искусство Неолита
Изобретение в эпоху неолита керамики пробудило в людях того времени стремление делать вещи повседневного быта красивыми. Украшая замысловатыми узорами изготовленные им сосуды, человек с годами все более совершенствовал искусство орнамента ...

Общая характеристика костюма эпохи возрождения
Интерес к человеку в эпоху Возрождения определил новый идеал красоты и, естественно, новую ее оболочку - костюм, над созданием которого трудятся не только портные, но и многие художники века. Деятельному, энергичному человеку тесно и не ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация