Архитектура

Культура империи Майя » Архитектура

Монументальная архитектура майя – одна из важнейших и специфических черт их культуры. Несмотря на существование ряда локальных стилей, майяская архитектура отличается в целом большей однородностью, чем другие виды искусства. Это объясняется прежде всего господством на всей территории цивилизации майя единых строительных принципов. Все майяские постройки, независимо от их назначения и размеров, воздвигались на специальных платформах или фундаментах пирамидальной формы. Последние представляли собой насыпи из земли, глины и щебня, облицованные сверху каменными плитами или слоем штука. Наиболее характерной чертой каменной архитектуры майя является широкое использование ступенчатого (или ложного) свода.

Основные типы зданий: А) храм на высоком пирамидальном основании с усеченной плоской вершиной; Б) дворец – длинное многокомнатное здание на низком фундаменте; В) рядовые жилища – небольшие постройки на низких каменных платформах; Г) “стадионы” для ритуальной игры в мяч; Д) обсерватории; Е) бани.

Комплекс этих строений окружал площадь и составлял сердцевину центральной части города. Такой центр составлял основу города. Это не случайно. Центр поселения считался у майя, как и у многих других народов древности, “зоной престижа”, местом обитания правителя, знати и жрецов. Он характерен для Тикаля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.

Тикаль. В 1930-е года ученый С. Морли разделил всю зону Тикаля на 8 больших архитектурных групп, обозначив их буквами английского алфавита от “A” до “H”. Архитектурным центром города является Группа “A”. Она включает в себя значительные ансамбли и комплексы: Северный Акрополь, Северную Террасу, Главную площадь с Храмами 1 и 2, Центральный Акрополь. Центральной географической точкой Тикаля, основным фокусом его социально-политической и культовой жизни, была Главная, или Большая, площадь.

Паленке. Паленке был первым городом классического периода, о котором стало известно в Европе. Его развалины среди густой тропической растительности были издавна знакомы местным индейцам, называвшим их На-Чан. Великий город пришел в запустение задолго до того, как на американский континент высадились первые европейцы. Впереди на вершине “акрополя” с крутыми склонами стоит большой дворец. Склоны эти местами обвалились и обнажили отверстия нескольких подземных ходов. У юго-западного угла “акрополя” на ступенчатой пирамиде возвышается здание с высоким сводчатым перекрытием. Это Храм Надписей, который так был назван потому, что в нем нашли плиту с длинной надписью из 620 иероглифов. Вокруг дворца кроме Храма Солнца и Храма Надписей имеются и другие— Храм Креста, Храм Льва, сложенные из белого камня. Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду — на стенах, потолке, колоннах, в нишах и ступенях лестниц сохранились остатки великолепных барельефов и фресок.

Статьи по теме

Понятие знака. Семиотика костюма
А что же собой представляет знак? Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого). Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, ...

Развитие советского кино
Но все когда-нибудь кончается. Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад. Так что первый «совдеповский» фильм «Уплотнение» (1918), поставленный заурядным конъюнктурщ ...

Мебель
Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверждать, что настоящая ме­бель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только ни ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация