В расцвете славы Баталов получил предложение от М. И. Ромма сняться в фильме «Девять дней одного года» (1962) в роли Дмитрия Гусева — физика-атомщика. Сам режиссер определил «Девять дней» как фильм-размышление. Подобный «жанр» требовал от актера совершенно новых приемов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии — герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, обречен — был отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна Баталовым экономно и точно. Образ Дмитрия Гусева — представителя научной элиты 20 века — закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль Баталов был удостоен Государственной премии РСФСР (1966).
С начала 1960-х годов режиссеры занимают Баталова в кино все реже. В 1960 дебютировал в качестве режиссера фильмом «Шинель» по повести Н. В. Гоголя, в 1972 снял «Игрока» по Ф. М. Достоевскому. Настоящей удачей стал фильм «Три толстяка» (1966, по Ю. К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. То же можно сказать об интереснейших баталовских радиопостановках 1970-1980-х годов — «Казаках» по Л. Н. Толстому, «Поединке» по А. И. Куприну, «Белых ночах» по Ф. М. Достоевскому.
Режиссеры 1970-х гг. использовали интеллигентский имидж Баталова как некий самодостаточный «материал»: эмигрант Голубков в «Беге» (1970, режиссеры А. А. Алов и В. Н. Наумов), декабрист князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» (1975, режиссер В. Я. Мотыль), доктор-эмигрант в «Чисто английском убийстве» (1974, режиссер С. И. Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ. Роль слесаря Гоши в фильме «Москва слезам не верит» (1980, режиссер В. В. Меньшов, Государственная премия, 1981) принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах. В 1998 Баталов снялся в сериале «Чехов и К». С 1975 он преподает во ВГИКе актерское мастерство; с 1980 — профессор и заведующий кафедрой. Автор мемуаров.
Творчество для человека с играло важную роль в жизни человека. Ведь творчество это для души, а самое главное для человека это душа.
Статьи по теме
Погребальная утварь
Из всей погребальной утвари самым главным предметом, естественно, являлся саркофаг. Неферхотеп еще при жизни неоднократно посещал мастерскую, где изготовляли саркофаг для его мумии.
Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Муми ...
Состояние просвещения и печати
После реформы 1861 г. развитие системы образования ускорилось. Реформа Александра 2 в области образования была продиктована потребностью модернизации страны. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифициров ...
Предпосылки формирования древнеиндийской культуры
Индия - государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений со ...