Пейзаж Белоруссии конца XIX, XX веков

Материалы » Живопись. Пейзаж » Пейзаж Белоруссии конца XIX, XX веков

Страница 2

Дальнейшее развитие белорусский пейзаж получил в творчестве С.Жуковского, В.Бялыницкого-Бирули и др. художников, начавших работать преимущественно в первые десятилетия ХХ века. Их судьба сложилась так, что большую часть своей жизни они вынуждены были прожить вдали от родины. Однако в творчестве названных живописцев - в композиционных мотивах колорите, характере живописного построения - преобладают черты, связывающие их с белорусским искусством. Некоторые искусствоведы утверждают, что лучшие достижения этих художников вызваны "реминисценцией" – воспоминаниями о далекой, но незабываемой родине.

Совершенно очевидно, что на творчество каждого художника влияют те впечатления, которые он получил в начальный период своей жизни. Они обретают зримые формы и сохраняются в памяти живописца на всю жизнь. Однако в творчестве этих художников большую роль играли не только детские впечатления, но и те продолжительные сроки работы в Белоруссии, в течение которых они были тесно связаны с белорусским народом и белорусской природой.

В 50-е годы крепнет талан пейзажиста В.Цвирко. В этот период в его пейзажах наблюдается приближенность к природе Белоруссии с ее мягкими взгорками, перелесками, множеством облаков и теплыми ветрами. Свет открывается у них светлый, просторный, богатый красками, расстилается как широкое поле деятельности для человека.

В.Цвирко умело использует натуру, замечает наиболее характерные ее черты. Его позднейшие пейзажи отмечены поиском новых форм и средств образной выразительности.

Во второй половине 60-х гг. белорусская пейзажная живопись характеризуется новыми поисками и направлениями. На смену существовавшему пейзажу-этюду приходит пейзаж-картина, где средства цветовой, пластической линейно-ритмической организации отражения направлены на эпическое объяснение жизни природы, на придание виду важной внутренней значимости.

Большинство пейзажей В.Цвирко, написанных в конце 60-х гг. начале 70–х гг., открывает новую страницу в пейзажной живописи Беларуси. Темперамент живописца выражается не только в широте охвата меняющейся природы, но и в сомой живописной манере мастера. В.Цвирко обладал умением увидеть пейзаж и запечатлеть его в единственной и неподражаемый миг.

В произведении "Хлеба убраны" (1972), (см. Приложение) чувствуется творческий порыв художника, стремящегося сохранить впечатления о красоте осенней природы. Широкий размашистый мазок уверенно лепит формы предметов, создавая эффект материальности и вещественности. Смело и темпераментно написаны передний золотистый план сжатого поля, красно-коричневый косогор и охристые стога сена на берегу реки, огромные белые облака, сквозь которые просвечивается свинцовое небо.

Внимательно изучая природу, В.Цвирко переосмысливал и трансформировал ее в своем воображении, создавая новый гармоничный и ясный образ. Умение по-своему увидеть природу, почувствовать в ней тонкие лирические мотивы и на основе их создать яркое образное решение – вот качество, определяющее творческое лицо мастера. Он считал, что в картине-пейзаже в отличие от этюда должен быть художественный образ как нечто общее, в чем выражается этическая и эмоционально-эстетическое отношение художника к окружающей действительности.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

Тематическая картина
Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной. Первой работой ...

Понятие, структура, функции имиджа
Слово имидж: (от фр. или англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик. В общей психологии под образом в широком смысле слова понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, др ...

Общая характеристика Русской иконописи 9-16 веков
Русская школа органически связана многими нитями примитивности с византийским искусством. Уже с конца 10 века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания, ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация